Почему успешные бизнесмены – знакомые Путина

19/12/2011 - 22:53 (по МСК) Анна Монгайт, Дмитрий Казнин
Владимир Путин ополчился на госкомпании. Он потребовал в течение двух месяцев проверить все организации с госучастием на наличие коррупционных схем и связей с офшорами.

Проверять в первую очередь будут «Газпром», «Транснефть», ОАО РЖД, «Совкомфлот», Внешэкономбанк, Внешторгбанк, «Росатом» и о результатах проверок должны доложить премьеру.

О новой идеи Путина - обозреватель газеты «Ведомости» Роман Шлейнов, который давно уже занимается расследованием деятельности госкомпаний и наличия в них коррупционных связей.

Монгайт: Расскажите, пожалуйста, как же все-таки все устроено? Действительны ли подозрения Путина?

Казнин: Можно ли найти сейчас по просьбе, приказу премьера коррупционные связи и схемы в этих госкомпаниях?

Шлейнов: Вы знаете, в газете «Ведомости» мы уже проводили такую работу. Я могу сказать, что мы готовы помочь даже, потому что для того, чтобы понять, как связаны топ-менеждеры, подконтрольных государству компаний с подрядчиками, не нужно входить в офшоры. Все настолько просто, что лежит на поверхности. А когда я услышал о том, что Путин собирается проводить мониторинг и проверять компании на предмет связей топ-менеждеров с подрядчиками, и он еще упомянул конфликт интересов - это как раз вот та ситуация, о которой мы говорим, - мне казалось, что это какой-то сон. Ведь для того, чтобы это все проверить, ему не нужно ездить в далекое выездное совещание, ему достаточно было по-семейному накрыть стол, поставить напитки, еду и пригласить своих друзей и знакомых.

Монгайт: Например, кого?

Шлейнов: РЖД, «Газпром», «Ростехнологии», и задать этим людям простой вопрос. Например, «Газпрому»: почему родственница главы «Газпрома» господина Миллера возглавляет там кадры? Простой вопрос. Можно было задать наедине, не уезжая так далеко. Или спросить господина Якунина, главу РЖД, почему его охотничий партнер покупает уже второго подрядчика Российских железных дорог?

Так случилось, что всю жизнь человек дома строил, и вдруг - крупный подрядчик РЖД. У него одна компания, которая создана относительно недавно, которая моментально стала оказывать услуги Российским железным дорогам. Вторая компания приобретена через год, который давний подрядчик РЖД. Третья компания тоже не так давно куплена. И возникает вопрос: они все настолько эффективные бизнесмены? Что же с ними происходит, почему у нас среди эффективных бизнесменов, в основном, оказываются знакомые или топ-менеджеров или самого Путина?

Если мы говорим о «Газпроме», то «Ведомости» уже писали об этом и, кстати сказать, вы приглашали меня сюда говорить на эту тему. Но существует давний знакомый Владимира Путина - господин Голубев, запред правления «Газпрома», чья супруга являлась учредителем фирмы, которая поставляла «Газпрому» через одну компанию, связанную с друзьями Путина, трубы и напоставляла на достаточно крупную сумму. Речь идет о миллиардах рублей.

Казнин: Ваша схема у нас есть. Давайте посмотрим.

Шлейнов: Это была рабочая схема давняя, еще когда работал в «Новой газете» и у нас была совместная программа, совестный проект с датской ассоциацией журналистов-расследователей, их проектом «Scoop». Мы специально выстроили бизнес друзей и знакомых Владимира Путина вокруг «Газпрома». Это рабочая схема. Меня упрекали за то, что она выглядит несколько непрезентабельно, но это чертилось достаточно быстро по данным реестров. И вот ведь тоже забавная картина: все вот эти прекрасные и, может быть, даже в чем-то талантливые бизнесмены по случайности оказались его либо знакомыми, либо друзьями, либо там служили они вместе.

Казнин: Роман, вернемся к этому заявлению Путина. На ваш взгляд, как это будет в итоге выглядеть все? Ведь все равно что-то найти должны? Не то, чтобы посадить кого-то, или убрать с должности высокой, что-то такое, что обычно завершает расследование Счетной палаты, когда они дают какие-то цифры, что вот здесь вот расход средств нецелевой, вот здесь что-то и в итоге все заканчивается ничем.

Шлейнов: Я жду с нетерпением, что последует. Останется или там увольнение в каких-то филиалах «Газпрома», несчастных гендиректоров, которые сидят далеко от центра, или все-таки дойдет до этих вот прекрасных членов правления. Мы же помним, как один из членов правления «Газпрома», господин Ананенков, когда его спросили по аффилированность компании его, связанных в прошлом с его сыном, с подрядчиками монополии, он ответил, что, «мы все произошли от обезьян и аффилированы в этой связи».

То есть, они с обезьянами себя сравнивают, но вот отвечать на вопросы об аффилированность не желают. Они вообще не понимают термина «конфликт интересов». А когда Путин упоминает, что будут проверять госкомпании на счет конфликтов интересов, они не понимают что это такое. Они не знают, как на это отвечать. Если такие проверки состоятся, ну дай бог, если он дойдет до этих людей. Но почему-то я в это не верю. Мне кажется, что вот такового вот сбора друзей за столом и увольнение их всех не произойдет, потому что это самоубийство, в общем, это какое-то харакири напоминает уже. Зачем это ему нужно?
Также по теме
    Другие выпуски