Почему чиновники испугались нелегалов. Внезапная болезнь подкосила миграционные власти
Натанзон: Странный вирус подкосил чиновников, отвечающих за миграционную политику. Сегодня представители правительства и ФМС должны были обсуждать с экспертами, почему мигрантский вопрос стал одним из основных на выборах в Москве. Но властные кресла остались пустыми. Когда эксперты уже собрались, из Белого дома позвонили, сказали: «Никто не приедет - заболели».
Лидия Графова, член Общественного совета при ФМС России: Сейчас какой-то, оказывается, очень сильный вирус, который поражает чиновников. Мне позвонили буквально 15 минут назад пресс-секретарь ФМС России, который сказал, что она не может встать. То же самое пришлось с Азаровым, который заместитель начальника УФМС Москвы. А Журавского, который точно хотел быть, его вызвали к министру.
Вячеслав Поставнин, президент фонда Миграция XXI век: Печально вообще. Все эти мероприятия, где собираются эксперты, где будет заведомо острая дискуссия, они почему-то все время игнорируют. Вот это меня пугает. Вы слышали, что они пытаются цензурировать выступления экспертов с такой позиции, независимой.
Натанзон: Без всякой цензуры дискуссия продолжилась без чиновников. Главный ее вывод - на нынешней избирательной гонке в Москве мигрантская карта разыгрывалась так часто, как никогда. Все кандидаты на пост мэра в той или иной мере обещали Москву москвичам, и только им, даже либеральное «Яблоко» и интернациональное КПРФ.
Обсуждение шло в Московском доме журналистов, именно там сейчас проходит выставка фотографий на тему национальной дружбы. Так вот на фоне чернокожего священника Владимира или филиппинского пастора Иоанна Максимовича разговоры о лагере в Гольяново выглядели особенно пикантно. Так вот эксперты так и не договорились: эта акция с депортационным лагерем помогла Собянину выиграть, или именно из-за нее он едва ушел от второго тура.
Вячеслав Поставнин, президент фонда Миграция XXI век: Я думаю, что в какой-то степени помогла все-таки. Эти мероприятия, которые они проводили, они, конечно, для простых людей, которые не в курсе этой ситуации и не понимают глубинных процессов, это одобряют - мэр наводит порядок.
Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»: И вот этот вал антимигрантский, который пошел, просто сыграл против многих кандидатов в мэры, потому что многие кандидаты в мэры могли бы вполне получить эти голоса и получить не 2%, не 1%, не 0,5%, а гораздо больше. Кстати, обратите внимание на избирательную кампанию, которую вел Андрей Воробьев в Московской области. Там же эту тему особенно не педалировали. И сколько получил Воробьев в результате? 78%.
Натанзон: К слову, депортационный лагерь в Подмосковье создать все же собирались, но потом власти области отказались от этой идеи.
Алексею Навальному его ранние околонационалистические опыты, похоже, также стоили голосов на выборах. Непосредственно во время гонки кандидат старался не вспоминать о своих знакомых по «Русскому маршу», с которыми раньше ходил на митинги.
Борис Кагарлицкий, политолог, директор ИГСО: Я думаю, что в итоге очень многие люди, которые в итоге проголосовали за Навального, сделали это, что называется скрепя сердцем. В этом смысле Навальный, скорее, нанес себе удар, нежели мобилизовал свой потенциал, потому что в действительности, если речь идет о том, чтобы мобилизовать ультраправый и националистический электорат, то он незначителен.
Натанзон: Вообще угроза, исходящая от мигрантов, в Москве преувеличена, говорили сегодня эксперты. Скажем, по данным МВД, приезжие из других регионов России совершают в столице больше преступлений, чем иностранцы. Возможно, именно поэтому антимигрантские настроения на бытовом уровне, на голосовании особо не отражаются, а национализм москвичей только отпугивает.