Почему Ангеле Меркель можно идти на третий срок и зачем немцы портят бюллетени

22/09/2013 - 14:32 (по МСК) Мария Макеева
 В Германии проходят выборы в бундестаг. Принять участием в голосовании призваны 62 миллиона избирателей. На связи со студией – обозреватель медиакомпании DW Вячеслав Юрин и корреспондент ДОЖДЯ в Берлине Альбина Кириллова.

Макеева: Вячеслав, здравствуйте. Насколько велики шансы действующего канцлера Германии Ангелы Меркель пойти на третий срок?

Юрин:  Мария, здравствуйте. Ангела Меркель действительно является фаворитом этой гонки. Немецкие СМИ на протяжении месяца сходились во мнении, что у нее наилучшие шансы занять пост канцлера в третий раз. Но в Германии последние полвека не было такой ситуации, когда у какой-то партии, которая заняла первое место, была возможность в одиночку сформировать правительство. Все правительства были коалиционными, поэтому, конечно же, главный вопрос, с кем по итогам сегодняшних выборов придется договариваться Ангеле Меркель: либо с либералами, которые, собственно говоря, входят в нынешнее правительство, или социал-демократами, которые находятся в оппозиции и являются на самом деле главными соперниками Ангелы Меркель. Всего в выборах участвуют 34 политические партии. Конечно, большинство из них в парламент не пройдет – в Германии есть 5%-й барьер.  Среди этих партий есть даже, скажем так , потешного толка. Например, партия сатириков. Что касается темной лошадки, есть в Германии большой вопрос, войдет ли в парламент одна партия или нет. Еще год назад все утверждали, что на роль темной лошадки будет претендовать партия пиратов, но теперь эту роль выполняет «Альтернатива для Германии». Это партия евроскептиков, которая выступает, например, за исключение из Еврозоны проблемных государств. Один из главных ее лозунгов: «Хватит кормить Грецию». И как я уже сказал, главный вопрос, сможет ли эта партия преодолеть 5%-й барьер. Накануне голосования в Германии велась большая дискуссия на тему опросов. Раньше за неделю до выборов опросы не публиковались, было такое джентельменское соглашение. На этой неделе таких опросов было несколько, джентельменское соглашение было нарушено. Последние данные были опубликованы в пятницу, причем один из опросов был даже заказан воскресной газетой, которая выходит сегодня. Последние цифры, надо сказать, никакой сенсации не принесли, они почти не отличаются от данных, полученных неделю назад. Но тем не менее в стране развернулась бурная дискуссия, можно было это делать и как это может повлиять на результаты голосования. До закрытия избирательных участков остается чуть меньше шести часов. Сразу же в 18:00 будут опубликованы данные экзит-поллов. Мария?

Макеева:  Вячеслав, давайте напомним нашим зрителям, а может кто-то впервые об этом задумался и страшно изумился, как это так третий срок, неужели в Германии, демократической стране, нет ограничений каких-то по количеству пребывания на посту канцлера? Можно сколько угодно избираться?

Юрин:  Да, действительно, на пост канцлера можно избираться сколько угодно. Например, Гельмут Коль был канцлером четыре срока подряд, Аденауэр тоже четыре срока подряд, то есть для канцлера никаких ограничений нет. Для президента, он является в Германии главой государства и его полномочия существенно ограничены, для него такие ограничения существуют. Он может избираться только на два срока по пять лет, а для канцлера, который является хотя и самым главным политическим деятелем страны, является лидером страны, но он на самом деле лишь возглавляет исполнительную власть, он является главой правительства и поэтому для него никаких ограничений не предусмотрено. Канцлер Ангела Меркель, если она, конечно, сегодня выиграет, и через четыре года может пойти спокойно и даже на четвертый срок.

Макеева:  Спасибо, это был Вячеслав Юрин, медиакомпания DW, на связи из Бонна с московской студией ДОЖДЯ. А теперь переключимся на Берлин. За тем как проходит голосование, какая атмосфера царит на избирательных участках немецкой столицы, наблюдает наша коллега Альбина Кириллова, она выходит с нами на прямую связь. Альбина, скажи, есть ли на немецких избирательных участках буфеты?

Кириллова:  Привет, Маша. Никаких буфетов, конечно же, нет. Нет ни музыки, ничего, здесь полная тоска, очень скучно, все по-немецки. За моей спиной находится евангелистская церковь святого Йоханнеса, именно здесь находится один из избирательных участков города Берлина. Здесь во внутреннем тихом дворе открыт участок для голосования. Надо сказать, что здесь тихо, нет никакой музыки, флагов, людей очень мало. Возможно, потому что в Германия еще только полдень. Сам участок выглядит не очень технологично. Здесь стоят кабинки с надписями, сделанными от руки: «Кабина №1», «Кабина №2». Эти кабинки предназначены лишь для соблюдения конфиденциальности голосования. Голосование проходит следующим образом: гражданин подходит к столу, берет у члена избирательной комиссии бланк, идет его заполнять в эту незамысловатую будку. Внутри написано, что если по какой-то причине ошиблись, например, не там поставили галочку или перепутали, то не стоит исправлять и зачеркивать, нужно подойти к члену избиркома и дать этот испорченный бланк, на его глазах бланк должны порвать (это будет законно) и выдать ему новый. Если же бланк не был порван, то это считается нарушением. Район, в котором я нахожусь, весьма благополучный. Это западный Берлин, здесь живут образованные немцы, с крепким таким средним достатком. Мне удалось поговорить с некоторыми из них, они не все желают говорить на эту тему. Но некоторые из них были дружелюбны. И вот семья одна с двумя детьми отдали голоса за зеленых. Когда я спросила почему, то отец семейства мне сказал, что ему по душе мигранты вроде меня (вот так он меня назвал): из России, Турции, Америки, Китая. Он считает, что это сохранит экономику Германии. Напомню, что партия зеленых выступает за то, чтобы не граждане Евросоюза могли голосовать на муниципальных выборах, тем самым могли так или иначе тоже определять судьбу парламента страны, поскольку являются налогоплательщиками в этой стране. При этом также  пришла мигрантка из Турции, которая только в этом году получила паспорт гражданина Германии, и она отдает свой голос Ангеле Меркель, второй – партии “Альтернатива для Германии”. Так как считает, что евро – это слишком дорого для Германии. Но есть еще вот такие представители Германии:

Кристоф:   Да, я уже проголосовал, если это так можно назвать, я испортил свой бюллетень, чтобы он никому не достался. Потому что социал-демократы больше не занимаются социальной политикой. Партию у Меркель тоже нельзя выбирать, она игнорирует реальные проблемы. «Зеленые» потеряли силу, а левые включили в себя сталинистов.

Кириллова:  Сейчас в Берлине полдень, все выглядит лениво. Здесь все только начинается, твиттер проснулся, имеет хэштег, который с немецкого переводится как «выбрал». Никто не призывает конкретно голосовать за Ангелу Меркель или еще кого-то. Я буквально два часа сидела в твиттере и не нашла ни одного призыва голосовать за конкретную партию. Все просто пишут, что хватит спать, пора голосовать. День только начинается, я буду наблюдать дальше. Надеюсь, здесь будет повеселее, возможно, мне на другом участке встретится и буфет.    

 
Другие выпуски