Дальнобойщики берут кредиты, чтобы заплатить Ротенбергу
Государственная система сбора платы с большегрузных автомобилей «Платон» за первые пять дней работы собрала 191 млн руб. В Росавтодоре сообщили, что собранные деньги пойдут в Федеральный дорожный фонд. Там указали, что система работает в штатном режиме, без существенных технических сбоев. Однако сами дальнобойщики придерживаются другого мнения. Подробности рассказала Лилия Яппрарова.
Дальнобойщики протестуют от Вологодской области до Дагестана. В то же время Роскомнадзор заблокировал сайт «Рабочий путь» — там можно было узнать, кто и где выходит на акцию протеста.
В Дагестане водители в своих машинах спят. В московские офисы системы «Платон» стоят очереди из водителей, этих очередей в офисах боятся так, что иногда вызывают полицию, сообщает РБК. АКОРТ, ассоциация ретейлеров, посчитала, сколько всего из за введения сборов с грузовиков в магазины так и не привезли. Продуктов не доехало почти 10%, половину не довезли в Москву. Это сахар, макароны, косметика. Когда только правительство объявило, что «Платон» появится — тогда у системы даже не было названия — говорилось, что хлеб 12-тонниками не возят, только щебень и песок, а значит удорожания продуктов не будет. На самом деле на этих машинах возят все: молоко, например, возят 20-тонные фуры. То есть машина может уехать из Перми в Москву с кирпичами в качестве груза, а из Москвы в Пермь привезти соки.
В Перми сейчас ретейлеры платят водителям вдвое — и те все равно не едут. Перевозчики должны зарегистрироваться на сайте «Платона» и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете. Можно купить у «Платона» билет на весь маршрут, а можно просто положить деньги на персональный счет на сайте и дальше положиться на специальное бортовое устройство, которое посчитает длину поездки в километрах с помощью спутников. Но Наталья Полякова, координатор протестов дальнобойщиков пермского края рассказывает, что карты «Платон» берет из какой то «параллельной вселенной»:
«Тюмень-Москва» показывает не 2,500 км, а 11,000 км. Люди рассчитывают на 2,5 тысячи, а «Платон» насчитывает на 11,5 тысяч. Естественно деньги кончаются, не доезжая до Екатеринбурга
Когда деньги на личном счете водителя в «Платоне» заканчиваются, водитель просто ничего не может сделать, сидит в машине — обычно чтобы машина ехала дальше, деньги в «Платон» должен добавить директор или менеджер. Ехать дальше просто так водители боятся: километр пути стоит под два рубля, а вот штраф — 450 тысяч рублей за первое нарушение и 1 млн рублей за повторное. Штраф теперь могут назначить через устройства в рамках. В Московской области рамок поставили 20, по всей стране их будет почти пять сотен. Вот что говорит об этом Наталья Полякова:
Если от того места, где деньги закончились, и до того места, где офис «Платона» находится, будет хотя бы одна рамка или хотя бы один мобильный передвижной пункт, и этот пункт считает автомобиль, что он проехал без оплаты, будет штраф! Понимаете, в чем проблема? И этот штраф потом никак не оспорить! Мы даже в суд не можем пойти, потому что у нас нет договоров. Те, кто зарегистрировался в «Платоне», — ни один не получил договор на руки
Получается, что водители «Платону» просто жертвуют, полагает Полякова. А еще бывает так, что деньги просто пропадают из личного кошелька:
Когда деньги списываются в неизвестном направлении. То есть машина еще никуда не приехала — просто деньги положили на лицевой счет в «Платоне». Положили, чтобы они просто там были. На следующий день заходят посмотреть лицевой счет, а там ноль
Перевозчики берут кредиты, чтобы заплатить «Платону» и поехать. Чтобы бизнес не стоял. Получается, за свою дорогу они должны платить заранее, но им самим за доставку платят постфактум, где то в через неделю, а то и через три.
Многие перевозчики просто взяли кредиты, чтобы заплатить вот эти вот деньги в «Платон», потому что денег нет. У нас в Пермском крае 40%, а то и 50% машин просто стоят и никуда не едут
Фото: Илья Питалев / РИА Новости