«Передел собственности»: Михаил Крутихин об аресте 11 принцев в Саудовской Аравии и о том, что поднимет цену нефти до $200-300

07/11/2017 - 13:20 (по МСК) Григорий Алексанян
Поддержать ДО ДЬ

4 ноября 2017 года король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул Азиз Аль-Сауд объявил о создании Антикоррупционного комитета, возглавил который наследный принц королевства Мухаммад. А уже на следующий день стало известно, что власти Саудовской Аравии арестовали 11 принцев, четырех действующих министров и «десятки» бывших министров по подозрению в коррупции. Михаил Крутихин, партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy, рассказал, с какой целью проводятся эта «чистка». 

Антикоррупционный комитет наделен правом ареста, введения запрета на пересечение границы, а также заморозки активов на территории королевства. Согласно указу короля, комитету поручено возобновить расследования по двум делам: по факту наводнения в Джедде в 2009 году, а также по ликвидации последствий ближневосточного респираторного синдрома.

Полный список имен арестованных неизвестен, однако, по данным источников, в числе задержанных оказался один из богатейших людей планеты — принц и племянник действующего короля Аль Валид ибн Талал Аль-Сауд. Журнал Forbes оценивает его состояние в 17,2 миллиардов долларов, Аль Валид — богатейший человек Саудовской Аравии. Параллельно с арестами от должности был освобожден глава Национальной гвардии — сын предыдущего короля Абдаллы принц Митеб. Таким образом, Мухаммад получил полный контроль над всеми силовыми структурами в стране. Массовые аресты в Аравии проходят не первый раз. В сентябре 2017 года с подачи наследного принца были арестованы более десяти влиятельных религиозных деятелей королевства. Вероятно, молодой принц расчищает себе дорогу, избавляясь от критиков и потенциальных противников своих намерений либерализовать консервативное королевство. 

Михаил Крутихин считает, что причиной кампании не является внутриэлитная борьба за власть: «Механизм передачи власти там давно отработан. Сократилась кормовая база, если грубо говорить. В Саудовской Аравии принцев — как гуталина на гуталиновой фабрике. Все почему-то говорят, что это сигнал к тому, что будут расти нефтяные цены. Это, по-моему, перебор. Как только военная обстановка в Персидском заливе помешает движению и добычи нефти, тогда вы увидим цену нефти и в $200, а может быть, и $300».

Крутихин также рассказал, что саудиты планируют вскоре продать часть акций компании Saudi Aramco. До их продажи они не будут совершать действий, способных повлиять на колебание курса нефти.

«Борьба с коррупцией – это только предлог. На самом деле, это передел собственности. Власть особенно там переделывать не надо, все устаканилось. Как англичане говорят, „следите за деньгами"», — сказал Крутихин. 

Фото: Faisal Nasser/Reuters (на фотографии изображен наследный принц Мухаммад бин Салман) 

Другие выпуски