Педофилия в образцовом детдоме: как история Якова Яблочника стала самым громким делом последних лет

По подозрению в изнасилованиях в Петербурге задержали пятерых человек. Среди них — заслуженный учитель России
02/05/2017 - 22:33 (по МСК) Евгения Зобнина
Поддержать ДО ДЬ

Громкое дело о педофилах в Петербурге — пятеро задержанных, 8 уголовных дел по статье сексуальное насилие над несовершеннолетними. По версии следствия, 5 лет в детском доме Петербурга насиловали мальчиков, задержаны двое педагогов и трое выпускников, в их защиту выступают другие выпускники детского дома. Но следователи заявляют: это ещё не конец — фигурантов будет больше. Под особый контроль дело взяли глава следственного комитета Бастрыкин и обмудсмен Кузнецова. О жертвах и подозреваемых рассказала Евгения Зобнина.

Восемь уголовных дел, 5 фигурантов обвиняют в сексуальном насилии над детьми. Следователи заявляют: известно о фактах насилия с 2005 по 2010 годы. Потерпевшие 1991-1994-х годов рождения, все на тот момент воспитанники Детского дома №10. Сейчас он называется Центром содействия семейному воспитанию №8. Здесь жили, в том числе, и дети с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта. Впервые публично о насилии рассказал выпускник 2008 года Яков Яблочник. Вот он помогает сестре в цветочном магазине. У Якова ни жилья, ни работы.

Яков Яблочник, потерпевший: Сейчас, собственно, репутация уже испортилось. Получается такой вот медийный человек стал  узнаваемый, и навряд ли там в ближайшее время придется куда-то устроиться.

Он скрупулезно отслеживает новости о себе. Шумихой доволен. Ведь еще в декабре 2015-го он писал письма в программу «Пусть говорят» на Первом. И уже тогда делился подробностями своей судьбы.

Яков Яблочник, потерпевший: В общем, решил покончить с собой. Написал во всех социальных сетях прощальную речь и пошел на набережную к мосту.

Как он сам говорит, обманутый «черными риелторами», лишенный квартиры, доведенный до отчаянья, Яков попал в петербуржскую ночлежку и стал героем театрального проекта «Неприкасаемые». Документальный спектакль о жизни бездомных год назад поставил Михаил Патласов.

— Самое страшное, что есть в детском доме — это педофилия. Это самое страшное, что в детском доме живут и работают люди, которые совращают малолетних детей.

Зрители были поражены, но не более. Мимо такой фактуры не смогла пройти и студентка журфака Екатерина Соболевская. Она сняла о Якове фильм.

— Впервые Яша узнал мир жестокости, насилия. Оставалось только одно — жить как есть.

В 2016-м картина попала на конкурс по правам человека при омбудсмене Шишлове. И только в третий раз общественность услышала Якова. Фильм передали в прокуратуру. По словам следователей, год искали потерпевших. Телефоны подозреваемых были на прослушке. В результате задержаны, а впоследствии арестованы 5 человек. Кирилл Покалюк — самый публичный из всех фигурантов. Он курировал социальную гостиницу «Мечта» для выпускников детского дома.

Наталья, местная жительница: Их даже ругали вот эти воспитатели, но давно еще это. Что если он там задерживается, у них же порядок какой-то, чтобы они пришли вовремя.

Покалюк помогал выпускникам адаптироваться во взрослой жизни, в том числе организовывал похороны воспитанников и занимался пиаром «Мечты». На его странице Вконтакте десятки фотографий со знаменитостями — от Галкина до Полтавченко. Фото за июль 2016 года — Покалюк и Яблочник. Фото сделано, когда уже работало следствие.

Яков Яблочник, потерпевший: Он меня выводил в сауны, где парк Екатерингоф, снимал там сауны. Это был сначала там оральный секс.

Против Покалюка свидетельствовал еще и Сергей. Имя мы изменили. Позже его стал насиловать другой выпускник детдома, вахтер школы Павел Приказчиков.

Сергей, потерпевший: Он сказал: «Да ничего, просто ты мне поможешь одно дело сделать как будто хорошее». И все. Я сказал: «Ну хорошо», как бы, я тогда не понимал, но я сказал: «Да, конечно». Мы пошли потом с ним под лестницу. Это было под лестницей в школе.

Еще один фигурант, на тот момент директор школы 565, а ныне методист Станислав Виноградов. Сергей обвиняет и его.

Сергей, потерпевший: Позвал меня в кабинет. Сделал мне чай, потом из Макдональдса дал мне гамбургер, колу, потом налил мне кофе. Там и кока-кола была. После того, вот он угостил меня, он сказал: «Я тебе вот это даю, но перед этим ты должен кое-что мне сделать». Я сказал: «Что?». Он сказал: «Ты должен мне сделать, ну, ты мне должен помочь, ну, сделать оральный секс».

У детского дома собрались те, кто не верит в произошедшее. В соцсетях сотня выпускников объединилась, чтобы отстоять честное имя учителей. Александра выпустилась из интерната в 2016-м.

Александра Незнаева, выпускница Центра содействия семейному воспитанию №8: Мы всегда ездили по лагерям, мы всегда получали то, что нам нужно. То есть мы получали поддержку, мы получали все.

Они больше всего переживают за Михаила Елина, старшего воспитателя. Тот работал в детском доме почти 30 лет. Ушел с поста замдиректора, чтобы было меньше бумажек и больше работы с детьми. Против него дал показания один из нынешних воспитанников. Узнав об аресте, сын Елина, Илья, приехал из другого города. Следствию, конечно, не верит. Ведь отца называли чуть ли не праведником.

Илья Елин, сын подозреваемого Михаила Елина: В храмы, в церкви, то есть у него дома иконы, то есть молитвослов, там все. Ну, человек, который ведет правильную жизнь.

Александра Матвеева, в 2010-2014 координатор движения «Петербургские родители»: Люди, которые там работают, они понимают, что за очень маленькие оплошности им грозит уголовная ответственность. Вот, например, был случай, когда, рассказывали мне подростки лет 15-ти, такие здоровые, помогали диван нести. И воспитателя за это чуть было не посадили в тюрьму, потому что у нас же есть Конвенция о правах ребенка. И как-то это можно уже и трактовать как эксплуатацию детского труда.

Александра Матвеева была волонтером и навещала детский дом в течение четырех лет. По ее словам, здесь за детей по-настоящему радели. Она была знакома и с Яковом. Говорит, он не мог вынести, что оказался на улице, нуждался во внимании, и поэтому якобы оклеветал интернат.

Александра Матвеева, в 2010-2014 координатор движения «Петербургские родители»: Дальше он стал говорить: «Я теперь расскажу все, я расскажу все, я расскажу всем все, и я буду встречаться с журналистами, потому что мне нужно эмоционально разрядиться. Я покончу с собой, мне очень плохо».

Бывший педагог Валентин Михайлов обращает внимание на обманы с квартирами. После выпуска детдомовские ребята пропадают или лишаются жилья. Их жилплощадь уходит посторонним людям. Яков и Сергей из этого списка. Но по факту мошенничества их показания не сочли достаточными. Зато по делу педофилов они главные свидетели.

Валентин Михайлов, воспитатель детского дома №10 до 2004 года: Детский дом, закрытое учреждение, в тихом омуте черти водятся, и там может быть все что угодно. Это с одной стороны, да? Убедительно? Убедительно. С другой стороны, находятся наши правоохранительные органы, которые тоже закрытая система, и гораздо более закрытая система, чем детский дом.

Тем, кто давал показания, обещают, что поднимут вопрос и о жилье. Но надо подождать. Вахтер Приказчиков уже признался, что насилие было. Идут допросы воспитанников. Известно, что во время них с детьми не было ни законных опекунов, ни психолога из детдома. Пока потерпевших шестеро, но может быть еще больше.

На превью: Александр Гальперин / РИА Новости

Другие выпуски