Павел Шеремет: "Можно не сомневаться: Тимошенко осудят"
Генеральная прокуратура Украины обвиняет экс-премьера в превышении властных полномочий при подписании в 2009 году соглашений между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" о поставках газа в Украину. Она впервые выступала стоя - поскольку как она сказала, она обращалась не к суду, а к людям.
"Я действовала логично, законно, по-государственному". С этих слов начала сегодня свое выступление Юлия Тимошенко. Она также назвала обвинения в свой адрес абсурдными. "Никогда я не нарушала национальных интересов… Говорить, что мои контракты были заведомо невыгодными, - это неправда, которую я хочу опровергнуть», - подчеркнула экс-глава правительства Украины.
К Печерскому суду Киева сегодня пришли сотни сторонников Юлии Тимошенко. Стоя под окнами здания в котором проходит заседания многие прислушивались к трансляции дебатов которые проходят внутри. Именно в рамках них и выступала сегодня обвиняемая в превышении должностных полномочий бывшая глава кабинета министров.
Сегодня она в очередной раз сказала, что её дело было полностью сфальсифицировано. Обращаясь к прокурорам представителям гособвинения Юлия Тимошенко сказал: "Я понимаю, уважаемые прокуроры, что вы эту галиматью не писали". Она также отметила, что приговор ей был готов ещё до возбуждения уголовного дела. Оно было выгодно президенту Виктору Януковичу, который считает Тимошенко, по её же словам опасным конкурентом.
Также она обвинила главу государства, в том, что он называет её газовые контракты невыгодными для того чтобы прикрыть сдачу национальных интересов. Трудно говорить надеется ли Юлия Тимошенко на решение в её пользу. Сперва она заявляла, что не надеется на оправдательный приговор. И обещала добиваться справедливости в иностранных судах. Затем грозила тюрьмой всем причастным к возбуждению дела. И наконец сказала, что оставляет шанс председательствующему остановить происходящий в суде абсурд.
Юлия Тимошенко также подчеркнула, что ни при каких обстоятельствах никогда ни за каким помилованием не обратится.
Адвокаты обвиняемой, также заявляют о её невиновности. Защита также обращает внимание на огромное количество недочетов и несостыковок в деле. Так в материалах фигурирует документ подписанный несуществующим числом - 31-ым апреля. Однако обвинение посчитало, такие ошибки несущественными:
Главной интригой теперь остается, когда суд может озвучить приговор Юлии Тимошенко. По словам адвокатов это может произойти как завтра так и спустя несколько недель.
Гость в студии - Павел Шеремет.
Фишман: Как вы считаете, к чему идет дело в результате?
Шеремет: Мне кажется, что Тимошенко осудят. Вопрос заключается в том, получит ли она реальный срок или условный. Но то, что она будет осуждена, ни у кого не вызывает никаких сомнений. Слишком далеко зашло дело и это, кстати, не последнее дело – против Тимошенко возбуждено еще несколько уголовных дел и, я думаю, что суды над Тимошенко будут продолжаться. Янукович и «Партия регионов» сделают все, чтобы выключить Тимошенко из предстоящих парламентских выборов, которые должны состояться весной этого года. И очень важна позиция Запада – накануне суда и во время суда европейские страны, дипломаты, политики создали такое информационное поле отторжения этого судебного процесса. Януковичу впрямую говорили много раз, что, если Тимошенко будет осуждена, то тогда может быть сорван договор об ассоциативном членстве Украины…
Фишман: Это важно для Януковича?
Шеремет: Это очень важно, потому что ассоциативное членство при Евросоюзе или договор об ассоциации, он открывает серьезные возможности для Украины, и это серьезный политический козырь для януковича. Кроме того, готово соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. И тоже, если между Брюсселем и Киевом не будет взаимопонимания, то этот договор может быть сорван. Вот сегодня в Варшаве начался саммит «Восточного партнерства» и у Януковича была первая встреча с президентом Польши, завтра у него будет встреча с канцлером Германии Меркель. На встрече с Коморовским поднимался вопрос о приговоре Тимошенко, экспертов насторожило только то, что в самом конце, в последнем слове Коморовксий произнес, что из-за одной Тимошенко не может страдать вся Украина, поэтому это может быть свидетельством того, что между Брюсселем и Януковичем есть какая-та договоренность. Но, я напомню вам, что осуждение Тимошенко не нравится и Москве, не нравится Кремлю, потому что нас, в свою очередь, пугает, что осуждение Тимошенко по такому обвинению, как «злоупотребление служебным положением при заключении газового контракта с Россией», может привести к тому, что Украина попытается пересмотреть газовый контракт.
Фишман: Но это можно делать в любом случае, независимо от переговоров.
Шеремет: Но, а так у них будет хоть какой-то козырек, не козырь, но козырек.
Монгайт: Скажите, пожалуйста, как реагируют люди, есть ли какая-то реакция снизу?
Шеремет: Я напомню, что это второе пришествие Тимошенко в тюрьму. Первое было почти 10 лет назад и тогда, в принципе, Украина была…
Фишман: Она там провела тогда гораздо меньше времени.
Шеремет: Да, и это не закончилось никаким приговором. По большому счету, это закончилось глобальным политическим проигрышем президента Кучмы, и привело, в конечном счете, к «оранжевой революции». Многие ожидали и сейчас повторения такого же эффекта, но, пока, этого не происходит. Социологические опросы показывают, что рейтинг Тимошенко не вырос, а рейтинг Януковича кардинальным образом не упал. Но, правда, люди пикетируют, дерутся.
Монгайт: У меня женский вопрос – она стала хуже выглядеть?
Шеремет: Вы знаете, в зал суда не допускают сейчас видеокамеры, вся картинка, которая у нас есть, это картинка с мобильных телефонов, фотоаппаратов и по ней трудно судить. Но вообще, из изолятора, в котором она находится, приходила информация, что у нее аллергия, что ее там травят, что ей плохо, она не может переносить запах дыма. Но, в принципе, Тимошенко, это такой человек, который в критических ситуациях мобилизуется. А когда человек мобилизуется, особенно, когда мобилизуется женщина, она становится лучше: худее, стройнее, свежее. Хотя, конечно, тюрьма – это тяжелейшее испытание.
Фишман: Но, все-таки, пока, это реалистичный сценарий, что может быть срок, и он может быть довольно большим? То есть, если я правильно понял то, что вы говорите, то других ограничителей, кроме мнения Запада и возможной реакции, о которой Януковичу, возможно, уже донесли, нет?
Шеремет: Есть ограничитель политический, потому что ряд лидеров оппозиции, в частности, Арсений Яценюк заявил, что если Тимошенко не выпустят из тюрьмы, то оппозиция будет бойкотировать выборы, или не будет участвовать в них. Есть еще психологический момент, все-таки имидж жертвы, он очень сильный, и он будет играть на руку противникам Януковича. Будет в тюрьме Тимошенко или не будет, все равно, БЮТ – это ее партия – Блок Юлии Тимошенко, будет использовать эту историю в свою пользу. А если ее оставят в тюрьме, то представьте эту картинку: все время возле тюремного изолятора стоят ее сторонники, передают ей цветы и так далее – это очень серьезный фактор. Поэтому в парламент внесен законопроект, исключающий уголовное преследование по той статье, по которой ее сейчас обвиняют. Это даст Януковичу юридический повод ее амнистировать.
Фишман: Но, видимо, у него есть довольно сильное личное чувство по этому поводу, да?
Шеремет: Да, чувство мести, потому что она не выбирала выражений, когда говорила о Януковиче. И сегодня она заявила, что ни при каких обстоятельствах, никогда не будет подавать прошения о помиловании. И в конце она рассказала анекдот про летчика, который при взлете самолета рассказывает пассажирам, что в нашем самолете есть джакузи, сауна, холодильники, телевизоры, а в конце командир корабля говорит, а сейчас мы попробуем со всем этим хламом взлететь. И она сказала, перечисляя все несуразности своего уголовного дела, ну и пусть теперь Янукович, пусть власть с этим хламом как-то попытается разобраться. И видно, что она переживает, видно, что для нее это удар, но она, в принципе, пока, удар держит.