Павел Шеремет: белорусская оппозиция протестовать не будет

Архив
23/09/2012 - 13:34 (по МСК) Лика Кремер

Жители Белоруссии верят президенту, православной церкви и армии. Таковы результаты официального соцопроса, проведенного в республике незадолго до начала парламентских выборов.

Голосования проходят сегодня и, по данным ЦИКа, к этой минуте участки посетили около 40% избирателей. Процесс сопровождается сразу несколькими скандалами – от запрета на въезд в страну шведским журналистам до снятия кандидатов от оппозиционных партий. Последним уже предложено возместить расходы на проведенную агитацию. Подробнее о том, что сейчас происходит в Белоруссии, рассказал наш коллега Павел Шеремет.

Только что упало на ленту сообщение о том, что представители пяти оппозиционных партий и движений Беларуси уже не признают итоги парламентских выборов. Каковы последствия?

Павел Шеремет: Основное последствие нынешних парламентских выборов заключается в том, что европейские страны не признают белорусский парламент, и Минск не может рассчитывать на финансовую помощь Запада в сложной критической ситуации. Хотя сегодня Лукашенко попытался подсластить пилюлю и сообщил, что, скорее всего, в ближайшие дни выпустит политзаключенных по старому делу о беспорядках во время прошедших два года назад президентских выборов. Но это ничего не поменяет, потому что в тюрьме находится около 20 политзаключенных. Это самые неудачные, скучные, странные выборы в Беларуси за последние 18 лет – за все годы правления Александра Лукашенко. Дело в том, что белорусская оппозиция раскололась, часть с самого начала заявила о бойкоте выборов. Другие партии, которые участвовали в избирательной кампании, сняли своих кандидатов за неделю до голосования. В общей сложности сейчас из 110 мандатов только на 40 мандатов претендуют представители оппозиционных, гражданских партий, но, скорее всего, они тоже не пройдут в парламент, и в новом парламенте, как и во всех предыдущих, не будет ни одного представителя оппозиции. Соответственно, Европа не признает его парламентом. Признает Россия, Чуров, председатель российского Центризбиркома, он находится в Белоруссии, с утра уже объехал 5 или 6 избирательных участков, и на всех участках все ему понравилось, все идет хорошо, но при этом представители европейских структур, которые тоже участвуют в наблюдении за выборами, говорят о многочисленных нарушениях, зафиксированы факты, когда независимых наблюдателей выгоняли с избирательных участков, атакован хакерами сайт, на котором ведется альтернативный подсчет голосов. Наблюдатели говорят о том, что явка досрочного голосования многократно завышена.

26% избирателей проголосовало досрочно. Что это обозначает?

Павел Шеремет: Это означает, что в принципе явка будет сделана с точки зрения Центральной избирательной комиссии. В Белоруссии выборы считаются состоявшимися, если на голосование придет 50%. 26% пришло досрочно. Досрочное голосование - это такой хитрый белорусский традиционный прием, когда власти до 30% избирателей проводят через эту досрочную карусель, и оппозиция никогда не допускается ни до хода досрочного голосования, ни до подсчета голосов. И международные наблюдатели, и белорусские правозащитники всегда говорят, что досрочное голосование – это главный метод фальсификации белорусских выборов.

Чего ждать от белорусской оппозиции после объявления итогов выборов? Полагаете ли Вы, что будут какие-то акции протеста, и будут ли они многочисленными?

Павел Шеремет: Никаких акций протеста в Белоруссии сегодня не будет, ничего не намечено, хотя сегодня утром Лукашенко, голосуя на избирательном участке вместе со своим младшим сыном, заявил, что надо подождать вечера, что вечером обязательно будет какое-нибудь оппозиционное шоу, что всегда в Белоруссии вечером или на следующий день оппозиция устраивает какие-то шоу. Но на самом деле «шоу» запланировали только власти, и вечером в Минске на центральном проспекте, на той площади, где обычно выступают оппозиционеры, будет большой концерт, организованный властями, будет праздник, и никакого оппозиционного шоу не запланировано. Может быть, будут какие-то локальные акции протеста, но широкомасштабного выступления оппозиции не будет сегодня днем. Лидеры пяти оппозиционных партий, которые действительно заявили о том, что эти выборы признавать нельзя, не говорили ни о каких акциях протеста и заявляли о том, что надо готовиться к президентским выборам, а эти выборы – это досадный проходной эпизод в политической истории Беларуси.

Что по поводу шведских журналистов, которые не пустили наблюдать за выборами? Как был оформлен этот запрет?

Павел Шеремет: Для шведов Белоруссия сейчас территория неблагоприятная, после того как несколько месяцев назад два молодых шведа прилетели на самолете и разбросали над Минском и еще над одним белорусским городом плюшевых медведей с антилукашенковскими лозунгами. Шведам в Белоруссии появляться нельзя. Надо напомнить, что шведское посольство было закрыто месяц назад, шведские дипломаты были вынуждены покинуть территорию Беларуси. Поэтому странно, что шведским журналистам дали аккредитацию, дали визу на посещение Белоруссии. Но потом, видимо, эта обида за плюшевый десант взяла верх, и шведов прямо в аэропорту развернули и вернули домой. Это не первый случай с иностранными журналистами. В пятницу при попытке покинуть территорию Белоруссии был задержан в аэропорту журналист австрийской телекомпании, у него забрали всю видеоаппаратуру и весь отснятый в Белоруссии материал. А в пятницу вечером был задержан журналист польской телекомпании, которого обвинили в том, что он, приехав освещать парламентские выборы, напился и вел машину в нетрезвом состоянии. Его вчера судили, у него забрали не только водительские права, но и отснятые видеоматериалы. Поэтому не только шведам, но иностранным журналистам работать в Беларуси тяжело. Правда, сегодня пока не поступало никаких сообщений о том, что кто-то из российских, иностранных, белорусских журналистов пострадал. Пока пострадали только независимые сайты из-за хакерских атак.

Также по теме
    Другие выпуски