Партии под ключ: история политтехнологического бизнеса в России
История с партией Андрея Богданова – не единичиный случай, в России с начала 90-х годов существовал отдельный бизнес по созданию и продаже партий под ключ. Как это было раньше и сохранится ли эта практика теперь, пыталась разобраться Ульяна Малашенко.
Малашенко: Политтехнолог Андрей Богданов зарегистрировал как минимум два десятка партий. Как призвался летом его коллега Вячеслав Смирнов в интервью порталу «Знак.ком», якобы все эти конструкции расширят выбор. Но, правда, не для граждан, а в первую очередь для политиков или бизнесменов, которые хотят пройти в федеральные органы власти. В некоторых случаях им обещают не только зарегистрированную партию, но и региональную сеть отделений.
Нечто подобное происходило в России и в 90-е. Тогда тоже создавались странные политические конструкции. Правда, тогда большая часть этих партия в выборах все-таки участвовала, напоминает политтехнолог Владимир Якушенко.
Владимир Якушенко, политтехнолог: Поскольку существовал довольно жесткий барьер, был высокий процент проходной, была потребность в создании реальных политических партий, и для этого использовались разные технологии. У генерала Лебедя была «Народно-республиканская партии», которая объединяла большое количество людей. Но, учитывая, что он был популярен у военных, которые не имели права, по закону, участвовать в политической жизни, была создана специальная конструкция, которая называлась политическим движением «Честь и родина». Эта организация объединяла офицеров и выполняла функцию второго крыла его общефедеральной партии. Более того, возникала необходимость в новой силе в разных секторах политической борьбы. Так, создавались партии на основе объединения большого количества торговых структур.
В последнее время подобные технологии применяются гораздо реже, отмечает политолог Станислав Белковский.
Станислав Белковский, политолог: Ситуация с двумя «Народными альянсами» - это очередной проект консультанта Андрея Богданова, который в разные времена был востребован как спойлер, работающий против оппозиционных проектов. Можно вспомнить его роль в судьбе «Демократической партии», которую должен был возглавит Михаил Касьянов, однако в последний момент Богданов с санкции Кремля Касьянова жестоко обломал. Надо сказать, что спрос на такого рода услуги в последнее время в России серьезно упал. Исчезли многие реальные демократические механизмы. А там, где можно человека снять с выборов, посадив его в тюрьму, впаяв ему условный срок или просто жестко поговорив с ним в кремлевском кабинете, не нужны ухищрения богдановского толка.
По мысли политолога Станислава Белковского, возвращение к технологиям 90-х привносит многообразие в тот арсенал средств, который используется сейчас на политическом поле. Основное отличие, по версии этого эксперта, между 90-ми и сегодняшним днем состоит в том, что сейчас подобные странные политические объединения и партии вовсе не стремятся к тому, чтобы участвовать в выборах и, видимо, до этого вряд ли дойдет.