Патриарх Кирилл освободил генерального директора предприятия «Софрино» Евгения Пархаева от всех должностей, занимаемых им в близких к РПЦ организациях. Утром 30 июля информагенства сообщали, что на его предприятии проходят обыски. Исполняющим обязанности «Софрино» назначен Григорий Антюфеев — офицер, капитан первого ранга, доктор экономических наук, кандидат технических наук, почётный профессор. В его коллекции медаль «70 лет Президентскому полку» ФСО и памятный знак «90 лет ГРУ». О большом свечном заводике и финансовой империи Евгения Пархаева рассказывает Илья Шепелин, а Мария Жолобова — о новом «министре экономического развития» РПЦ.
Обыватели любят считать деньги у церкви, смотреть, на каких дорогих машинах иногда ездят священники. Но один из самых богатых людей в структуре РПЦ рясу никогда не носил.
Евгений Пархаев — руководитель крупнейшего официального пополнителя бюджета Русской православной церкви — художественно-производственного предприятия «Софрино». Есть кадры, как он отмечал день рождение в 2016 году. Впечатляет сочетание: приблатненная музыка на сцене и гость, специально приехавший в «Софрино» к Пархаеву, — упоительный вечер посетил сам патриарх Кирилл. Тот провел службу в храме после того, как на сцене выступил Вилли Токарев.
Успешение Пархаева закончилось 29 июля — патриарх его снял со всех должностей. А на само предприятие теперь приехали наряды полиции — по сообщениям информационных агентств, они то ли проводят обыски, то ли отбивают имущество.
Источник «Интерфакса» во властных структурах Подмосковья опроверг сведения ТАСС. По словам собеседника агентства, речь идет об усилении охраны фабрики сотрудниками полиции по просьбе представителя РПЦ
На сайте предприятия до сих пор царит спокойствие. На главной странице умиротворяющее слайд-шоу из фотографий Пархаева с патриархом, будто ничего не случилось. Тревогу наводит только объявление: «Уважаемые покупатели! С 27 июля повышена цена на парафиновые свечи». Церковный рынок тоже подвержен инфляции и увеличению НДС. А Свечи — это самая доходная статья завода.
Бывший священник РПЦ Дмитрий Свердлов: Свечи — это один из самых высокомаржинальных товаров. Я думаю, что от производства до конечной розницы там, наверное, где-то до двух тысяч процентов маржа. Да, есть практика обязательных закупок именно софринской продукции в епархиях и храмах через епархии.
Выручка предприятия «Софрино» — более двух миллиардов рублей ежегодно. Каталог из нескольких тысяч наименований поражает. Например, в продаже тут имеется «Сень надпрестольная». Ее можно сейчас взять со скидкой — всего за 3,7 млн рублей. Или рака для мощей №21 — 3 млн рублей.
Недавно «Софрино» также учредило еще один бизнес — винодельческое хозяйство «Мезыбь». Пока первый урожай не собрали, но дело должно быть хорошим: церковное вино — кагор — используется на каждом богослужении, а в распоряжении РПЦ — около 35 тысяч храмов.
В середине 90-х, когда подмосковное предприятие еще не инкрустировало дорогими камнями епатрахили, «Софрино» через свои точки реализовывало вино, которое РПЦ беспошлинно завозило по линии гуманитарной помощи. Ежегодный доход составлял до 70-80 млн долларов в год.
Некоторую популярность в интернете Пархаев приобрел шесть лет назад. Фотограф, уволившийся из пресс-службы «Софрино», выкатил в блоге репортаж с дня рождения директора, не скупясь на комментарии: «Вообще программа тусовки такая: утром мы в ХХС, Пархаев кушает и стоит службу. Потом мы едим бухать в Европейский часов до 22, потом пароходом едим на дачи директора, там продолжаем бухать и веселиться и смотрим фейерверк».
А два года назад блогеры выяснили, что Пархаев заказал себе архитектурный торт в виде храма в «Софрино». Торт стоил миллион рублей. И да, предназначался для того самого дня рождения с патриархом и Вилли Токаревым.
Пархаев достиг своего положения, имея за плечами всего семь классов школьного образования. В РПЦ он пришел маляром и штукатуром, когда ему было 24. А потом как глава церковнообразующего предприятия «Софрино» он пережил и патриарха Пимена, и Алексия II. Кирилл не стал дожидаться, когда Пархаев переживет его.
Григорий Антюфеев — неочевидная кандидатура на должность директора главной церковной фабрики. Родился в Ростове-на-Дону, учился в МГТУ им. Баумана, а сейчас возглавляет кафедру информационных технологий МИФИ.
До 1991 года Антюфеев служил в центральном аппарата вооруженных сил, принимал участие в создании автоматизированных систем боевого управления, сейчас — капитан запаса.
А в 90-е началась карьера Антюфеева как важного столичного чиновника. Начал с начальника управления префектуры Южного округа, потом — должность зампредседателя комитета по управлению имуществом г. Москвы, и потом Антюфеев возглавил московский комитет по туризму. Лужкова Антюфеев называл своим «счастливым билетиком».
Впрочем, уже тогда некоторые решения Антюфеева трафили православной церкви — в 99 году при его содействии в Москве был создан благотворительный фонд «Рождество 2000», который должен был все пожертвования отправлять на паломничество в Израиль малоимущих граждан.
А в 2010 году в Москве стали праздновать масленицу без традиционного сжигания чучела. Отмена языческого обряда пришлась по вкусу священнослужителям.
После отставки Лужкова Антюфеев отправился в отставку. Продолжил заведовать кафедрой, а в интервью «Газете.ру» он пояснял: ему интересен бизнес, «не вязанный с мелочевкой».
Занимал различные административные должности, иногда в неожиданных сферах: например, был членов исполкома Федерации регби России.
Но вскоре он нашел себе нового большого начальника: Антюфеев стал председателем комиссии Военно-исторического общества министра культуры Владимира Мединского, кроме того, Мединский назначил его своим советником на общественных началах.
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС