С начала недели в региональных штабах «Открытой России» проходят обыски, а сторонников организации задерживают и увозят на допросы. В Ростове-на-Дону против активистки движения и вовсе возбудили уголовное дело по статье «Осуществление деятельности организации, признанной на территории России нежелательной». Это первое дело, возбужденное по этой новой статье уголовного кодекса (она появилась в УК четыре года назад). Теперь девушке грозит реальный срок. Ксения Назарова рассказала о новой волне давления на движение Михаила Ходорковского.
Вечером 22 января стала поступать новая информация о задержанных, и она не самая оптимистичная: они по-прежнему находятся в заключении, связь есть только с Анастасией Шевченко через адвоката. Все началось в Ростове — там прошли обыски сразу у нескольких активистов движения, а затем была задержана Анастасия Шевченко, член федерального совета «Открытой России». Против нее было возбуждено уголовное дело по статье 284, часть1 о деятельности в нежелательной организации.
В России впервые возбуждают дело по этой статье. Анастасию Шевченко допросили и поместили в изолятор временного содержания, где она и провела ночь. У Анастасии трое детей, они остались дома одни. После этого обыски прошли в Ульяновске и Казани. К юристу в татарстанском отделении «Открытой России» люди в масках пришли в 7 утра, когда девушка еще спала.
Эльза Нисанбекова, юрист «Открытой России» (г. Казань): Они пришли, переговариваются между собой и говорят забирать все на английском языке. Забрали у меня сертификат о прохождении курсов английского языка, потому что он на английском языке, забрали всю технику, забрали технику моих родителей.
Кроме того, накануне вечером в полицию вызвали псковского активиста Дмитрия Семеновского. После этого он перестал выходить на связь, а в полиции его коллегам ответили, что молодой человек находился в состоянии наркотического опьянения. Другие активисты считают, что на Дмитрия давят, чтобы он дал показания на других активистов «Открытой России» — Артема и Лию Милушкиных, которых обвиняют в сбыте наркотиков. Активисты считают, что и это дело сфабриковано.
Активист «Открытой России» Александр Захаров: Мы бросились его сразу искать. Его местоположение выяснили только в 11 часов вечера вчера. По сообщениям местного управления по контролю оборота наркотиков, его увезли в Печоры — это 50 км от города Пскова, по месту прописки Димы. И что там проходят следственные действия. Мы сразу поехали в Печоры, стали его ждать, позвонили дежурным. Они были предупреждены, что мы готовы сразу отвезти его домой, встретить, чтобы он в мороз не добирался сам. Но они его через другой ход вывели, посадили в машину и увезли обратно в Псков. То есть, всяческий контакт был устранен.
Дмитрию не дали связаться с адвокатом — впрочем, как и другим активистам, у которых прошли обыски. В руководстве организации считают, что все последние события — буквально «наезд» на организацию. Вообще, закон о нежелательных организациях был принят еще в 2015 году, и генеральная прокуратура признала «Открытую Россию» Михаила Ходорковского как раз одной из таких нежелательных НКО. Однако, активисты утверждают, что юридически не относятся к британской организации, и прошедшие обыски и задержания — спланированная кампания.
Председатель «Открытой России» Андрей Пивоваров: Это не обычные обыски, которые часто проводятся Следственным комитетом для продолжения следственных действий. Это чисто новое политическое дело. Причем оно чисто политическое, это не дело, которое связано с какими-то якобы придуманными нарушениями закона по другим статьям. Это четко дело по 284 статье часть 1 — это новая статься, которая никогда раньше в России не применялась. И в данном случае людей обвиняют не за какое-то действие, а за то, что они состоят в политической организации, общественной организации. При этом эта организация не является террористической, экстремистской. Это организация, которая занимается общественными проектами.
После обысков в нескольких городах прошли акции поддержки Анастасии Шевченко и Дмитрия Семеновского, в региональных отделениях собирают подписи под требованием отпустить активистов.
Дмитрий Семеновский задержан на четверо суток за отказ проходить медицинское освидетельствование и не сможет быть на суде активистов Милушкиных. Судебное заседание по мере пресечения ростовской активистке Анастасии Шевченко перенесли на 23 января, женщина осталась в изоляторе.