«Откровенная глупость»: член СПЧ Игорь Каляпин — об отказе СК расследовать вывоз Заремы Мусаевой в Чечню
Правозащитники оспорят отказ расследовать похищение жены чеченского судьи в Нижнем Новгороде. Ранее управление Следственного комитета по Нижегородской области отказалось проводить проверку действий сотрудников МВД Чечни.
20 января несколько чеченских силовиков ворвались в квартиру бывшего судьи Сайди Янгулбаева и насильственно вывезли его жену Зарему Мусаеву в Чечню, после чего на нее завели дело о нападении на сотрудника полиции.
Председатель «Комитета против пыток» Сергей Бабинец подал заявление в СК, призывая проверить действия чеченских силовиков, но получил отказ. В ответе СК сказано, что жалоба перенаправлена в прокуратуру Чеченской Республики. Сергей Бабинец назвал отказ ожидаемым, но их организация все равно будет добиваться независимого от чеченских властей расследования в Нижегородской области. Обсудили законность реакции СК с правозащитником и членом Совета по правам человека при президенте Игорем Каляпиным.
Правозащитник указывает на то, что в заявлении Сергея Бабинца были четко описаны противоправные действия силовиков. «Он (Бабинец) говорит о применении насилия сотрудниками полиции по отношению к судье Янгулбаеву, о применении насилия к адвокату Наталье Добронравовой, Зареме Мусаевой — это все набор совершенно очевидных нарушений закона». Каляпин утверждает, что по всем этим нарушениям должны были возбудить уголовное дело. Однако этого сделано не было, поскольку, как считает правозащитник, органы Следственного комитета «ищут все возможности, чтобы отказать в возбуждении уголовного дела по превышению должностных полномочий полицейскими, применению насилия, вторжению в жилище». Отказ следственных органов проводить проверку всех указанных в заявлении фактов, по мнению Каляпина, «это откровенное нарушение закона».
Правозащитник уверен, что в данной ситуации необходимо действовать по закону, он считает, что «грамотно, в срок это будет обжаловано». Помимо этого, Каляпин советует обращаться в вышестоящий Следственный комитет, в суд, к прокурору, поскольку речь идет «о совершенно очевидном формальном отказе должностных лиц выполнять свои прямые обязанности».
Каляпин разделяет точку зрения председателя СПЧ Валерия Фадеева и видит, что «единственный способ сохранить лицо и Кадырову, и чеченскому следствию, которое ведет дело Мусаевой, по якобы нападению на полицейского — это передать дело для дальнейшего расследования в другой вышестоящий орган». Правозащитник говорит о том, что сейчас придется искать, «по каким необидным для Кадырова основаниям» нужно дальше вести следствие.
Каляпин напоминает, что события вызвали широкий резонанс, особенно после резких недопустимых, экстремистских заявлений официальных лиц Чечни, были высказаны «явные угрозы убийством в отношении членов семьи Янгулбаевых». Правозащитник добавляет, что сейчас, «нет доверия к объективности чеченского следствия, для того, чтобы снять возможные претензии, чтобы было больше доверия у граждан к тем решениям, которые будут приняты, надо дело передать». Но примет ли подобное решение Бастрыкин, остается под вопросом, считает правозащитник.
Фото на превью: Артем Геодакян / ТАСС