Вторые сутки внимание приковано к главному российскому мессенджеру Telegram. Роскомнадзор с 16 апреля блокирует сервис, но так и не лишил россиян окончательного доступа к нему. При этом ведомство не только не заблокировало сервис, но и «сломало» много не связанных с Telegram сайтов: не доступны уже миллионы IP-адресов, от хаотичных блокировок страдают онлайн-магазины, другие мессенджеры и даже «Одноклассники» с твиттером. Лиля Яппарова расскажет о главных пострадавших в войне между Telegram и Роскомнадзором.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Это похоже на затянувшуюся истерику: Роскомнадзор заблокировал уже 16 миллионов IP-адресов – и ни разу не попал в Telegram. Сервера, куда от преследования переезжает мессенджер, попадают в черный список – вместе с сайтами, работающими на этих серверах. Задело Viber, «ВкусВилл» — даже геймеры 16 апреля не попали в пару игр. Атака регулятора продолжается.
Главе курьерской службы «Птичка» Владимиру Кобзеву мы дозвонились в те последние несколько минут, пока «Птичка» еще работала.
Глава курьерской службы «Птичка» Владимир Кобзев: Сейчас, только что, пять минут назад снова наш IP-адрес попал в новый список – через минут 10 уже будем заблокированы.
16 апреля «Птичка» потеряла 80 заказов, 17 апреля потеряет примерно 150. Роскомнадзор в одного роняет капитализацию всего российского интернет-бизнеса, так что Кобзев объявляет краудфандинг – чтобы было, на что судиться с регулятором.
Иллюстратор Константин Брилевский зарабатывает в Telegram на стикерах. Рекламный нарисует за $100, а встроить нативку в знаменитый стикерпак с ленивцем стоит от 100 тысяч рублей. Что мессенджер опустеет, не боится: школьники уйдут – интеллигенция с ленивцем останутся.
Иллюстратор Константин Брилевский: Интеллигенция – она останется. Telegram – он и сейчас ценен тем, что там более платежеспособная аудитория – в сравнении с тем же «ВКонтакте», допустим.
Блокировка Роскомнадзора задела и сервера онлайн-школы английского языка Skyeng. Платформа потеряла 2500 тысячи уроков — это два миллиона рублей.
Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский: К утру восстановительные работы закончились, часть сотрудников осталась мониторить, что еще может прийти в голову РКН, часть пошла спать – сейчас они поменялись.
Управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский 17 апреля занимается проектом в Грозном — приходится решать проблемы цифрового Средневековья прямо из Чечни.
Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский: Большинство клиентов сочувствовали нам и не испытывали никаких добрых чувств к властям, которые это все сделали.
Когда Роскомнадзор пытался обрушить интернет, попало по домашней технике. В твиттере пишут, что отключились умные камеры, датчики и розетки, у которых регулятор отобрал выход в интернет. В службе поддержки китайской компании Sonoff подтверждают, что не работают Wifi-розетки и GSM-реле. Ночью что-то произошло.
Служба поддержки компании Sonoff: Два клиента вчерашних сказали, что у них две розетки не работают. А еще один клиент звонил, что у него розетки работает, а реле не работает.
Концепция компании TalkBank — это полное банковское обслуживание внутри мессенджера. 16 апреля вкладчикам разослали инструкции, как перейти на Viber – мигрировала только четверть. В фирме даже готовы придумать мобильное приложение специально для россиян и их блокировок.
Гендиректор виртуального банка TalkBank: Если отменят интернет, будем распечатывать и носить каждому клиенту в распечатанном виде. А если серьезно, то я думаю, что эта история с блокировками сейчас прекратится, потому что фактически Роскомнадзор сейчас вредит всему бизнесу страны.
Но не все могут просто взять и позвать клиентов за собой в Viber. Где руководителю секс-шопа рассказывать о своей работе, чтобы не прилетело от Роскомнадзора? Автор канала «куда вы это суёте?» рассказывает, что бизнес пока никак не пострадал, а вот рекламный потенциал Telegram – да.
Другой канал похожей тематики тоже регистрировал падение аудитории – но она уже восстановилась.
Вырос на блокировке пока только сам Telegram — согласно данным TGStat.ru, на 30 миллионов просмотров.
Фото: Михаил Надь / Дождь