31 марта Тверской суд Москвы отправил под арест на два месяца совладельцев группы «Сумма» миллиардеров Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Их обвиняют в мошенничестве как минимум на 2,5 миллиарда рублей, теперь группа «Сумма» в глазах следователей — организованное преступное сообщество. Именно в этом ракурсе они рассматривают хозяйственную деятельность компании. Кто же стоит за этим делом и 5 врагов братьев Магомедовых в сюжете корреспондента Дождя Натальи Телегиной.
Полную версию программы смотрите здесь.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Еще вчера казалось, что Зиявудин Магомедов — совершенно свой человек в высоких кабинетах. Друг юности Аркадия Дворковича, главный организатор саммита АТЭС-2012, хозяин клуба единоборств, где бывали и Дмитрий Песков, и Владислав Сурков. Наконец, Ночная хоккейная лига — один из любимых проектов Владимира Путина, где он забивает по восемь шайб за матч. Но сейчас Магомедов за решеткой, а вчерашние друзья хранят молчание.
У Магомедова обширный бизнес. Это самый большой в России морской торговый порт Новороссийск, один из крупнейших транспортных холдингов Fesco, активы в сельском хозяйстве, строительстве и телекоммуникациях. Однако за недолгий взлет, а Магомедов впервые вошел в список Forbes в 2011 году, миллиардер успел нажить немало врагов.
О первом публичном конфликте Магомедова стало известно в 2013 году. Оппонентом оказался президент РЖД Владимир Якунин, которому не нравились слишком амбициозные планы молодого бизнесмена.
На самом деле, противостояние Магомедова и Якунина выходила далеко за пределы отдельной железнодорожной ветки. Магомедов мечтал построить транспортную компанию мирового уровня, которая возила бы азиатский ширпотреб в Европу не через Суэцкий канал, как сейчас, а по территории России. Для этого «Сумма» строила порт на Дальнем Востоке, покупала суда и железнодорожные вагоны.
Однако Якунин сумел сделать так, чтобы госкомпания «Транскотейнер», обладатель вагонов, избежала приватизации. Планам Магомедова не суждено было сбыться.
Другой очень могущественный недоброжелатель Магомедова — Игорь Сечин. Спор разворачивался вокруг работы Новороссийского порта — крупнейших экспортных ворот России.
Новороссийский порт крайней важен для «Роснефти». Ежемесячно здесь перегружается 600 тысяч тонн нефти. Тарифы номинированы в долларах. Недавно в компании посчитали, что из-за девальвации рубля нефтяники переплачивают 50 миллионов в месяц.
В итоге Федеральная антимонопольная служба оштрафовала Новороссийский порт на гигантскую сумму в 10 миллиардов рублей. Как водится, Игорь Сечин заручился и высочайшей поддержкой. Президент Путин потребовал запретить портам долларовые тарифы.
Звучит забавно, но в тот момент, когда Путин распекал чиновников, Новороссийский порт умудрился выиграть три суда подряд, доказав, что имел право применять долларовые тарифы.
Словно бы собирая блистательную плеяду врагов, Магомедов сумел испортить отношения и с братьями Ротенбергами. В эпоху президента Медведева он слишком активно конкурировал с ним за господряды, и не уловил вовремя ветер перемен.
Взлет Магомедова начался в эпоху президента Медведева, и с тех пор его состояние выросло вдвое. Один из источников — щедрые госзаказы. Магомедов строил нефтепроводы и автодороги, ремонтировал калининградский аэропорт и спасал забуксовавшую реконструкцию Большого театра.
Как рассказал источник «Дождя», активность Магомедова по части господрядов привела к непростым отношениям с традиционными королями этого жанра, вроде братьев Ротенбергов. Еще один оппонент — дагестанский сенатор Сулейман Керимов. С ним Магомедов не поделил порт Махачкалы. Впрочем, как рассказали сразу два источника Дождя, хотя Махачкалинскому порту по масштабам далеко до того же Новороссийска, именно этот небольшой актив и, на первый взгляд, несерьезный спор мог сыграть роковую роль в судьбе Магомедова.
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС