Организаторов антифашистского шествия в Москве пригласили в полицию
Васюнин: Я начну не с Москвы, с Воронежа, по последним новостям оттуда. Там тоже состоялась акция. Там произошло нападение ультраправых на этом мероприятии. Несколько человек пострадали. Насколько я понимаю, даже пришлось вызывать «скорую».
В Москве все прошло мирно. Несколько сотен человек, действительно, собралось на Никитском бульваре. Шествие разрешили уже во второй раз. Известно, что согласование подобных мероприятий всегда происходит с некоторыми затруднениями, но мы понимаем, что в последнее время на улицах города отмечается протестная активность граждан, на этот раз антифашистов.
Они достаточно безобидные для власти, так как не требуют ее свержения или каких-то революционных перемен, разве что только не брать во внимание отмену капитализма, но этого у нас боятся не очень. Поэтому власти позволили им собраться и пройти по бульварам – Никитский бульвар, Пушкинский бульвар. На Пушкинской площади прошел небольшой митинг, выступили несколько…
Макеева: Не Пушкинский бульвар. Я думаю, Страстной или Тверской.
Васюнин: Нет.
Макеева: Пушкинского бульвара нет. Есть Новопушкинский сквер и Пушкинская площадь.
Васюнин: Новопушкинский сквер тогда, надо думать.
Макеева: Это был он, да.
Васюнин: На представленных кадрах можно видеть, как люди следуют на Пушкинскую площадь. В какой-то момент появились господа Митрохин и Явлинский, которые пошли впереди колонны антифашистов. По их словам, они «не могли не прийти сюда». Журналисты поинтересовались у Митрохина, поддерживает ли он лозунг антифашистов «Нет – фашизму, нет – капитализму!», на что он ответил, что «нет, конечно, этот лозунг он не поддерживает». Ну, а в остальном, видимо, цели и задачи шествия он разделяет.
В этом году, все-таки, это такая антифашистская инициатива, которая действительно посвящена вот этому трагическому поводу, но каждый раз она становится актуальной по тем или иным причинам. Во-первых, продолжают происходить нападения и репрессии, если можно сказать, в отношении антифашистов - их привлекают по 282-й статье, хотя националисты любят заявлять, что эта статья создана специально для них. Это не так. В Нижнем Новгороде сейчас преследуются антифашисты. Здесь активистов обвиняют в том (я сам держал в руках это дело), что они создали общество, которое ненавидит националистов и это, по мнению правоохранительных органов, преступный признак.
Но в этом году, это, безусловно, массовые протесты, к которым пытаются примкнуть и радикальные, и не очень радикальные, среднерадикальные элементы. Вот Навальный, например, русский националист. Есть еще более радикальные националисты. Поэтому я спросил у участника Комитета 19 января (это анонимное сообщество, прежде всего, для того, чтобы не выделять людей тех или иных взглядов политических) об актуальности момента, почему сегодня решили вот так подчеркнуть именно вот этот момент.
Участник Комитета 19 января: Они говорят, что «мы выведем тысячи вам на улицы». Это, конечно, ложь и это многократно уже подтвердилось, в том числе, на тех же самых митингах. Сейчас мы видим, что нацисты слабы как никогда и именно поэтому они хотят воспользоваться не обычными для себя инструментами, то есть, воспользоваться демократией, инструментализовать ее по-своему для того, чтобы выйти к большим массам, к большему количеству народу и попытаться протолкнуть свою манную кашу в неокрепшие умы.
Васюнин: Ни для кого не секрет, что антифашистская колонна освистала некоторых выступавших на проспекте Сахарова. Между тем, на Пушкинской площади выступили пять человек, люди, которые знали Стаса и Анастасию, представители мигрантов, в общем, все те, кого он защищал. Также состоялась минута молчания.
Макеева: Сколько человек было, по твоим оценкам? Это было шествие, удалось получить санкцию у столичных властей. Сколько там было людей?
Васюнин: По моим оценкам, от 700 до 1000 человек. В то же время митинг был малочисленным и недолгим. Я связываю это с тем, что 19 января – праздник Крещения и в это время всегда холодно.
Макеева: Пока ты рассказывал, выяснилось, что трое организаторов этого шествия сейчас находятся в полиции и будут привлечены к административной ответственности за превышение заявленного числа участников митинга и шествия.
Васюнин: Насколько мне известно, в заявке было указано 300 человек.
Макеева: 800 – по оценкам полиции, это совпадает с твоими оценками.
Васюнин: В заключение хочу сказать, что это убийство стало резонансным благодаря антифашистскому движению, потому что видные политические деятели всегда были в стороне от этого. Чем примечательная каждая из этих акций, что люди готовы выходить на улицы в память о погибшем товарище. Такое у нас происходить не часто, несмотря на то, что существует очень много пострадавших общественных деятелей. Пожалуй, это единственная инициатива, которая объединила людей именно левого толка.