Министр экономразвития советует покупать валюту. Что будет с рублем?
Самое время покупать валюту ‑ и это не просто советы аналитика. С таким заявлением выступил министр экономического развития Максим Орешкин. Он сегодня впервые устраивал большую пресс‑конференцию, на которой рассказывал о новом официальном экономическом прогнозе. Стоит ли прислушаться к совету министра экономики и бежать в обменник — обсудили с экономистом Олегом Шибановым.
Самое время покупать валюту. И это не просто советы аналитика, с таким заявлением сегодня выступил министр экономического развития Максим Орешкин. Орешкин заговорил, в прямом смысле этого слова, потому что до этого он, после назначения, молчал всегда. Сегодня он впервые устраивал первую свою такую большую пресс-конференцию, на которой и рассказывал о новом официальном экономическом прогнозе. Сенсаций в этом прогнозе нет, экономика продолжит расти на скромные 1,5% в год, но темпы вырастут до 2-3%, если все-таки провести структурные реформы. Что это за реформы Орешкин в который раз говорить отказался. Ну, и сейчас особое внимание приковано к рублю, курс необычайно крепок, 50 с небольшим рублей за доллар, но осталось недолго, предупредил сегодня Орешкин.
Максим Орешкин, министр экономического развития: «Мы ожидаем серьезного ослабления рубля в ближайшие месяцы. В принципе считаем, что текущий момент для компаний-импортеров или для населения, которое готовится к зарубежным поездкам, очень выгодным периодом для покупки иностранной валюты. Резкого падения обменного курса, конечно, нет, потому что платежный баланс Российской Федерации находится в очень хорошем состоянии. Что мы ожидаем? При сохранении цен на нефть около текущего уровня, мы ожидаем в ближайшие месяцы снижения курса где-то до отметки 63-64 рубля за доллар. В случае, если цены на нефть пойдут к уровню, заложенному в базовый сценарий, около 40 долларов за баррель, то мы выйдем как раз на те показатели, которые есть в табличках, это 68 рублей за доллар до конца года».
Стоит ли прислушаться к совету министра экономики и бежать в обменник уже сегодня, обсудим с экономистом Олегом Шибановым. Олег, согласны ли вы с официальным прогнозом, который выдал сегодня Орешкин? Действительно ли стоит ждать доллар по 63 через два-три месяца? Ведь это почти на восемь рублей дороже, чем сейчас.
Знаете, это немного напоминает словесные интервенции все-таки. Опять же, со всей мягкостью обсуждая эти вещи, мы уже слышали подобные словесные интервенции в последнее время. Смотрите, у министра Орешкина есть макромодель, в рамках которой он получает прогнозы. Эта макромодель хорошая, конечно, но проблема в том, что с курсом всегда гораздо больше проблем, чем с макропеременами, типа инфляции или роста ВВП. И в этом плане я бы уверенно говорить о том, что мы увидим такой курс, наверное бы, не стал, при всех возможностях влиять на этот курс от Министерства экономического развития.
Зачем же Орешкин говорит тогда? Тоже вроде невыгодно?
Знаете, это то, что модель ему предсказывает опять же, то, что он видит с точки зрения всех входных данных, которые он на вход этой модели подал. Но, с моей точки зрения, это все-таки немного, частично, но словесная интервенция, то есть попытка повлиять на курс тем, что вы говорите, как большой чиновник, что вы видите ослабление рубля.
То есть можно сделать вывод, из того, о чем вы говорите, что резкого обвала, даже обвала плюс 8 рублей, не будет? И вот этих рисков нет сейчас, повышения курса, да?
С моей точки зрения, полагаться на прогноз кого бы то ни было очень рискованно, включая меня. Мой прогноз тоже слушать не стоит. С точки зрения возможностей, сам министр Орешкин говорит, что у нас с платежным балансом и с торговым балансом, с продажей товаров на экспорт, в целом сейчас все хорошо. В этом плане резкого снижения, наверное, ожидать не стоит, а когда-то, к концу года, бог его знает, куда он пойдет, вниз или вверх.
Скажите, я даже процитирую, а что вообще значит вот этот термин «курс рубля крепче фундаментальных значений»? Чем, собственно, для экономики так уж плох доллар по 56, а то и ниже?
А вы знаете, с моей точки зрения вообще-то не очень-то плох. Конечно, он не очень хорош для бюджета, то есть укрепление рубля подразумевает, что в рублях бюджет налогов собирает меньше. Если бы курс был более слабый, конечно, и собирали бы больше, и дефицит бюджета был бы ниже. Но вообще говоря, с точки зрения экономики, с точки зрения экспортеров, это еще очень большой вопрос, насколько сильный курс рубля им затрудняет возможности. Потому что нам, населению и потребителям, вообще-то крепкий курс рубля более выгоден, мы сможем по относительно более низким ценам те же иностранные товары покупать, и российские тоже в цене не будут так быстро расти. Поэтому балансовое влияние на экономику совершенно не очевидно.
Вот и аналитики, и чиновники признают, что рубль двигают вверх спекулянты. Помогите разобраться, что это значит. Это какие-то атаки целенаправленные, или действительно на рубле кто-то может неплохо нажиться и заработать?
Слово «нажиться» в рыночной экономике я просто стесняюсь говорить, потому что спекуляция — это честная рыночная игра, это то, что вы можете делать в нормальной экономике. Но с этой точки зрения, действительно, Центральный банк, в частности, оценивает влияние временных операций спекулянтов, когда они продают доллары, вкладываются в рублевые облигации и зарабатывают из-за разницы ставок, российские ставки гораздо выше, чем ставки по долларам, в этом плане Центробанк не оценивает эти операции слишком сильными. Это порядка пяти миллиардов долларов, в самом лучшем разрезе, по мнению Центрального банка, и в этом плане влияние ограничено. Оно есть, оно, вероятно, кратковременное, но вообще говоря, это операции, которые во многих валютах делаются, и здесь рубль совершенно не единственный.
Спасибо.
Фото на превью: Depositphotos