Кто такой новый глава Минэкономразвития Максим Орешкин

Экономист Константин Сонин о прошлом министра и смысле этого назначения
30/11/2016 - 18:27 (по МСК) Дарья Полыгаева
Поддержать ДО ДЬ

Владимир Путин назначил нового министра экономики. Им стал теперь уже бывший замминистра финансов Максим Орешкин. Причем он стал самым молодым членом правительства — ему всего 34, и он на месяц моложе главы Минсвязи Николая Никифорова. Орешкин сменил в должности министра экономики Алексея Улюкаева, две недели назад арестованного за вымогательство взятки у главы «Роснефти» Игоря Сечина. Орешкин учился в Высшей школе экономики, работал в Центробанке, «РОСБАНКе», был главным экономистом «ВТБ Капитала». Замминистра финансов Орешкин стал в марте прошлого года.

Это назначение мы обсудили с Констанином Сониным — экономистом и профессором Чикагского университета.

Константин, как вы считаете, о чем говорит назначение человека из Минфина на должность министра экономики?

Мне кажется, оно говорит о том, что продолжается политика президента Путина по назначению профессиональных экономистов на экономические посты, то есть в отличие от предыдущих президентов и правительств никакой политики в этом нет. И я бы не особенно обращал внимание на то, что он из Минфина, потому что Максим Орешкин в Минфине занимался в точности тем, чем занимается Министерство экономразвития, то есть долгосрочной стратегией и прогнозированием — это необходимая, но не главная часть работы Минфина, и вот теперь человек, который занимался этим там, будет заниматься этим во главе целого ведомства, у которого главная задача — это как раз стратегическое развитие, долгосрочное планирование и регулирование.

Просто еще до этого назначения, после ареста Улюкаева многие предполагали, что, возможно, вообще предстоит слияние Минэка и Минфина, и теперь тоже есть домыслы, что назначение человека из Минфина в Минэк — это путь на ослабление Минэкономразвития. Это не так?

Мне кажется, это какая-то порочная логика. Разделение на Минфин, у которого, в конечном счете, главная задача — соблюдение бюджета, и на Министерство экономразвития, у которого главная задача — стратегическое планирование и прогнозирование, — это была правильная логика, принятая практически 15 лет назад, и вот она соблюдается, и нет никакой особенной причины ее нарушать, нет смысла создавать какое-то супер-ведомство, которое будет одновременно заниматься и планированием, и исполнением этого планирования. Поэтому мне кажется, тот факт, что вообще Орешкин до этого работал именно в Минфине, это ничего не значит.

Вот вы отмечаете, что Максим Орешкин — это достаточно профессиональный экономист, и, судя по всему, он занял эту должность неспроста, но все-таки, наверное, нужно иметь некоторую смелость, чтобы занять должность арестованного Алексея Улюкаева, да еще и в преддверии приватизации «Роснефти».

Смотрите, мы пока не знаем, нет суд и нет приговора, мы не знаем, Алексей Улюкаев арестован за то, что он взял взятку, или он арестован из-за какой-то подковерной интриги. Если он арестован за то, что он взял взятку, то для человека, который не берет взятки, нет никакого риска в занятии этого кресла.

Понятно, то есть предложили — согласился, вполне логичное назначение, такое резюме.

Мне кажется, что человек, который выбрал в качестве своего пути госслужбу, для него переход с поста заместителя министра на пост министра в кабинете, где он будет сидеть за столом с премьер-министром, общаться с президентом, влиять на экономическую политику в стране, — это очень естественный, очень широкий шаг вверх, то есть чего тут удивляться, замминистра не отказываются становится министрами.

А кстати, возраст Максима Орешкина не смущает вас, 34 года?

Конечно, меня смущает, что люди настолько моложе меня становятся министрами, но с другой стороны, это только хорошо, ничего плохого в этом нет. У него большой путь — он 10 лет работает на высоких должностях в государственной службе, то есть речь не идет про маленький опыт. А то, что появляются новые лица, новые по сравнению с теми, которые появились, как Алексей Улюкаев, 25 лет назад, это только хорошо.

Спасибо.

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски