Оппозицию в Турции приравняют к террористам и разгонят танками
Генералов вытаскивают из песчаных карьеров. Турецкую армию призвали на фронт борьбы с оппозицией. До сих пор военные не вмешивались в противостояние полиции и противников турецкого премьера Реджепа Эрдогана. Но теперь власти Турции пообещали разогнать бунт танками.
Вопрос – пойдут ли на это сами генералы. Традиционно в Турции именно армия была гарантом светского государства и препятствовала исламизации страны. А именно чрезмерное заигрывание Эрдогана с религиозной провинцией – одна из главных причин нынешнего турецкого восстания.
Все демонстранты уже объявлены вне закона. Эрдоган пообещал всех судить. А министр по европейским делам Турции Эгемен Багис заявил, что тех, кто еще раз выйдет на площадь Таксим в Стамбуле, будут считать террористами или пособниками террористов. За событиями в Турции продолжает следить Екатерина Базанова.
Базанова: Слезоточивый газ, перцовые спреи, водометы и дубинки в Турции больше не действуют. Демонстранты задыхаются, жалуются на ожоги, но после разгона палаточного лагеря в парке Гези протестующих на улицах турецких городов стало только больше. По данным МВД, на утро понедельника, около 400 человек были задержаны полицией. Больше сотни демонстрантов госпитализированы.
В Стамбул накануне перебросили из провинций тысячу омоновцев, особое подразделение, которое отличается жестокостью и обычно подавляет протесты курдов. Правительство возлагало на омоновцев большие надежды, но и они не смогли сломить сопротивление недовольных. Тогда вице-премьер Бюлент Арынч заявил: «Полицейские будут использовать все имеющиеся у них законные возможности. Если этого окажется недостаточно, то в городах можно использовать и армию». Заявление интересное и неожиданное, если учесть, что военных уж точно нельзя назвать преданными сторонникам премьер-министра Эрдогана. Все годы своего правления он стремился ослабить армию, которая всегда поддерживала светский образ жизни. Эрдоган устраивал показательные суды над нелояльными себе генералами, а самых влиятельных армейских чиновников посадил в тюрьмы. Нынешние слова премьер-министра могут служить доказательством того, что Реджеп Эрдоган готов идти на все лишь бы подавить этот протест, даже на союз с военными.
Риторика главы правительства за последние дни сильно изменилась. Если сначала он называл недовольных «вандалами» и «алкоголиками», то теперь исключительно «террористами», за которыми стоят иностранцы и «представители финансового лобби». Накануне Эрдоган выступил на митинге своих сторонников в Стамбуле, куда пришли, по официальным данным, больше миллиона человек. Национальный лидер появился перед зрителями в черных брюках и клетчатой рубашке с закатанными рукавами. Ни пиджака, ни галстука – сама неформальность. Из его заявлений на митинге можно сделать неутешительный вывод. Демонстрантов ждет расследование и суды.
Реджеп Эрдоган, премьер-министр Турции: Я хочу, чтобы все знали, если наша полиция сделала что-то не так, мы будем расследовать это. И мы также будем расследовать действия тех, кто нападает на нашу полицию. Тех, кто устраивает стычки на улицах. Они разрушают наши улицы, устраивают пожары и уничтожают государственную собственность.
Министр по европейским делам Турции Эгемен Багис вообще заявил, что демонстранты, если попробуют вернуться на площадь Таксим и в парк Гези, будут считаться террористами. А забастовка, которую объявили сегодня крупнейшие турецкие профсоюзы, естественно, была признана властями незаконной. Правительство не смутило, что участие в ней приняли больше 600 тысяч человек.
Не только полицию натравливают в Турции на демонстрантов. Накануне многочисленные сторонники Эрдогана, которые приехали на митинг в Стамбул, решили доказать свою преданность режиму на деле. В интернете появилось видео, на котором сторонники партии власти ловят и избивают участников протеста. По крайней мере, так утверждают авторы вот этого видео.
Накануне стало понятно, как Эрдоган относится к заявлениям Брюсселя, где обеспокоены событиями в Турции и жестокими действиями полиции. «Пусть Европарламент знает свое место», - уверенно заявил Эрдоган со сцены, над которой возвышался его гигантский портрет.