«А теперь отогни резинку трусов»: почему москвичам подбрасывают наркотики и как себя вести при обыске?
В Москве продолжается настоящая спецоперация — это операция «МАК». Полицейские изымают наркотики у случайных людей на улице. По словам пользователей соцсетей, полицейские же и подбрасывают эти наркотики. Красочные описания внезапных обысков и подброшенных наркотиков активно распространяются в Фейсбуке. О нескольких подобных случаях — в материале Дождя.
Анатолий Капустин, которого совсем недавно обыскивали сотрудники ГИБДД прямо на улице, рассказал, что он ехал на музыкальный фестиваль, и для него эта проверка оказалась абсолютно неожиданной.
Анатолий Капустин: К водителю подошел сотрудник полиции, и, только я развернулся посмотреть, вдруг ко мне подойдут попросить документы, в глаза посветить, они просто открыли дверь, вытащили меня за руку из машины, вырвали телефон и стали светить фонариком в глаза, требовать паспорт. Обыскали все, потом сказали «давай, расстегни молнию на штанах, посмотрим, может, у тебя там что-то есть». Я расстегнул штаны, они сказали «все хорошо, теперь отогни резинку трусов». До этого они мне пригрозили, что наручники оденут, скажут, что я сопротивлялся, и отвезут в отделение. Я отогнул резинку и потом прозвучала фраза, которую в фейсбуке начали цитировать, — «теперь подними член, я туда посвечу, может, ты под ним что-то приклеил».
По словам адвоката, у которого есть опыт работы с подобными клиентами и жалобами людей, которых задерживали и при обыске находили наркотик либо подозревали в транспортировке наркотических средств и тотально обыскивали, самое главное в такой ситуации – знать о своих правах.
Алексей Михальчик, адвокат: Ни в коем случае не надо торопиться и давать комментарии о вашем признании. Допустим, произошел подброс, приглашаются понятые, осмотр вашей машины, осмотр вашей одежды. Если действительно вам эту вещь подбросили, необходимо четко в присутствии понятых заявить, что данного предмета у вас не было, он подброшен сотрудниками полиции. В акте досмотра должны быть зафиксированы все обстоятельства его проведения, включая ваше раздражение или комментарии.
Стефании и Алене подкинули таблетку прямо в машину, от возможного задержания их спасло видео. Девушек обыскивали в тот же день, что и Анатолия Капустина. По их версии, они оказались случайными жертвами операции «МАК». В фейсбуке последнее время достаточно много людей , которые рассказывали о задержаниях и обысках по подобной схеме. Версия задержанных — сотрудники правоохранительных органов просто выполняют план.
Еще одна громкая история, о которой стало известно — арест Леонида Жегулева, брата журналиста Ильи Жегулева. Леониду грозит реальный срок от 10 до 12 лет по обвинению «в приготовлении к сбыту наркотиков». Еще в 16 году при обыске , по версии защиты, оперативники подбросили ему наркотики.
Сейчас Илья Жегулев намерен написать открытое письмо уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой и генпрокурору Юрию Чайке. Жегулев пишет, что это делается «ради палки конвейера сфабрикованных обвинений». Очевидно, что единичные случаи, которые решаются оправдательным приговором — скорее исключение, чем правило.
Адвокаты Ильи Жегулева сказали ему, что подброс доказать невозможно, так как этому нет свидетелей. «Чтобы доказать, что подбросили, нужно посадить тех, кто подбросил, а это уже борьба с системой», — рассказал Жегулев. По его словам, полиция выбирает жертв из тех, кто когда-то покупал или «баловался травой, гашишем», кто попадал в поле зрения полиции.