«Яблоко» выдвинет в президенты Явлинского, а не «попрыгушку»: «Он знает, как Советский Союз разрушался»

17/02/2013 - 16:58 (по МСК) Лика Кремер

«Мы такая партия, которая доводит все свои начинания до конца», – сказал председатель «Яблока» Сергей Митрохин. Но до 2018 года еще далеко, а сегодня был принят манифест о том, как должны пройти выборы в Мосгордуму в следующем году.

«Яблоко» предлагает использовать себя в качестве площадки для гражданских активистов, то есть примерно то же самое, что и «Гражданская платформа» Михаила Прохорова. Правда, партия готова предоставить только половину мест в своем списке, и не всем – в частности, яблочники категорически отказываются сотрудничать с партией того же Прохорова. Почему, мы сейчас узнаем у нашего гостя, у нас в студии Сергей Митрохин.

Кремер: Почему вы отказываетесь сотрудничать с «Гражданской платформой?»

Митрохин: Я сначала покажу этот документ – Манифест 2014, в котором мы предлагаем объединиться. У нас принципиальная позиция. Мы знаем, кто такой Михаил Прохоров, мы знаем, как он приобрел свои миллиарды. «Норильский никель» строила определенная категория людей – это были зэки сталинских лагерей.

Кремер: Но тогда Михаила Прохорова еще не было.

Митрохин: Да. Они своим трудом создали «Норильский никель», потом пришла группа товарищей и при помощи государства приобрела его по дешевке, и после этого они все стали миллиардерами. Мы знаем и другие олигархические истории. Михаил Прохоров для нас – в первую очередь олигарх. Наша партия антиолигархическая. Мы считаем, что бизнес должен быть отделен от власти, что такие истории обогащения, которые происходили у нас раньше, должны иметь последствия, например,  в виде дополнительных налогов. Но для нас важно не только это. Для нас важно то, что Михаил Прохоров является управляемым, ручным. Он был таким кандидатом на президентских выборах, его поставили вместо Григория Явлинского, потому что он управляемый и ручной. Он даже тогда отказывался выступать на Болотной и Сахарова, в отличие от Явлинского, потом Явлинского сняли с выборов.

Кремер: Тем не менее, Прохоров занял третье место на президентских выборах. Что вообще нового в этой идее, если переходить к вашей подготовке к этим выборам? Чем объединение вокруг «Яблока» выгоднее, чем объединение вокруг той же «Гражданской платформы»?

Митрохин: Во-первых, «Яблоко» имеет конкретную программу действий в Москве.

Кремер: У всех есть программа.

Митрохин: Нет, не у всех. Я не дебаты ходил на московских и думских выборах и показывал везде эту книжицу – «Московский прорыв». Больше ни одна партия ничего подобного не показала. Наша программа – это еще и отчет о том, что партия делала регулярно.

Кремер: Кого вы еще не зовете?

Митрохин: Ни у одной партии нет отчета о деятельности в Москве, потому что все вместе взятые партии сделали меньше, чем партия «Яблоко».

Кремер: Только на последних выборах в Мосгордуму «Яблоко» не прошло, потому что не преодолело 7-процентный барьер.

Митрохин: Там никто не прошел, если помните, из зала выходили фракции, потому что были фальсификации.

Кремер: Откуда у вас основания полагать, что в этот раз ситуация изменится?

Митрохин: Изменится, потому что, во-первых, второй раз власть такой конфуз вытворять не будет. Это было очень позорно, топорно. В таком виде власть не осмелится фальсифицировать. Конечно, фальсификации тоже будут, но наша партия и некоторые другие уже научились выдвигать на выборах натренированных квалифицированных наблюдателей. Наши наблюдатели в 2011 году послужили детонатором массовых протестов в Москве, потому что они пошли на избирательные участки, кого-то поймали за руку, кого-то не смогла поймать, но публиковали информацию.

Кремер: То есть этот прыжок от 7% к 30% вы только за счет наблюдателей собираетесь преодолеть?

Митрохин: Там, где честные выборы удается обеспечить и снабдить подготовленным, квалифицированным наблюдателем каждый участок, там у нас хороший результат, например, в городе Первоуральске на выборах в октябре партия «Яблоко» получила 20,5%, потому что город маленький, нам там удалось закрыть наблюдателями каждый участок.

Кремер: Даже там не 30.

Митрохин: Москва – город большой, но у нас здесь и наблюдателей больше.

Кремер: Мы поговорили с несколькими политологами по поводу вашего сегодняшнего манифеста.

Максим Мейер, политолог: Выглядит очень двойственно: с одной стороны, это то самое «Яблоко», чем когда-то было в парламенте, но ничего не смогло сделать, и то «Яблоко», у которого был когда-то очень популярен Явлинский, и нынешнее «Яблоко», которое занимается какими-то интригами все время. Так это во всяком случае выглядит в глазах обывателя. Что касается Прохорова, он очень активен. Я считаю, люди вокруг него и сам он политически поумнели, у него есть деньги, у него будут очень интересные союзники, в том числе, видимо, лужковцы.

Кремер: Можете прокомментировать?

Митрохин: Максим Мейер знает, о чем говорит, он привык обслуживать кремлевскую администрацию, сейчас он обслуживает Прохорова. Когда он говорит, что мы ничего не смогли сделать, это просто полное вранье. На каждой странице этой программы мы отчитываемся о том, что мы реально сделали, какие парки мы спасли от вырубки, какие вредные производства остановили. Поэтому когда человек начинает с вранья, что дальше его комментировать?

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий: В последний раз «Яблоко» попадало в парламент в 1999 году, а в Московскую городскую думу они проходили на позапрошлых выборах только потому, что они объединились с СПС. С одной стороны, у них политическая кредитная история очень богатая, с другой стороны последние лет 15 она связывается в основном со всякими неудачами, поражениями, проблемами.

Кремер: Какие комментарии тут?

Митрохин: Что значит, поражения и так далее? Почему с нами борются, почему нас выпихнули из этой Мосгордумы? Потому что из той Государственной Думы, в которой мы боролись с ввозом в Росси ядерных отходов, потому что нас чиновники сильно не любят, потому что мы и контролируем. А избиратели нас любят, но когда за нас голосуют в тех районах, в которых мы больше всего работали по Москве, мы неожиданно получили меньше всего процентов, потому что именно там нас и ненавидели главы управ, префектур, мы им там больше всего насолили, наступили на самые больные мозоли. Поэтому у нас голоса воровали с особым сладострастием. Поэтому у избирателей у нас очень высокая популярность, я это вижу на любом митинге, которые даже не мы проводим, а меня приглашают. И меня там встречают аплодисментами люди, которые вживую меня видят первый раз.

Кремер: Я с удивлением замечаю, что новость о том, что вы выдвигаете снова Григория Явлинского в качестве президента в 2018 году затмила новость о вашем предложении объединяться на основе «Яблока» на московских выборах и затмила не в лучшем виде, потому что все над вами посмеиваются. Столько раз подряд выдвигать одного и того же кандидата. У вас нет ощущения, что нужно какое-то обновление, что это какая-то стагнация?

Митрохин: Что значит обновление? Мы же несем ответственность за страну. Это мое принципиальное решение – выдвигать сегодня именно Явлинского, потому что его подлым образом сняли с прошлых выборов, заменив его на Прохорова. Президент – это человек, от которого зависит судьба страны. И говорит о том, что президент должен быть новым, со свежим лицом – это абсолютно безответственно. Президент должен быть, в первую очередь, с умными мозгами, он должен понимать, что происходит в стране. Президент сейчас должен быть экономистов. Этот специфический набор качеств сегодня крайне важен.

Кремер: Вы хотите сказать, что сегодня в вашей партии умного экономиста, кроме Григория Явлинского, нет.

Митрохин: Есть у нас умные экономисты. Но человек должен обладать политическим опытом. Самый большой политический опыт в нашей партии у Григория Явлинского, который начал заниматься политикой в конце 80-х годов. Он видел, как рушится Советский Союз, он знает, почему он разрушился. Сейчас мы наблюдаем аналогичные тенденции. Мы не просто так его выдвигаем, потому что он основатель партии. Мы выдвигаем, потому что чувствуем реальную ответственность за нашу страну, и никаких «попрыгунчиков» с новыми лицами как главным качеством мы никогда не выдвинем, именно потому что мы понимаем серьезность текущего исторического момента.

Также по теме
    Другие выпуски