Олигархи и президенты договорились: Владислав Баумгертнер может ехать домой

21/11/2013 - 22:59 (по МСК) Татьяна Арно, Тихон Дзядко
Поддержать ДО ДЬ

Дорога домой обещает быть долгой. Владислав Баумгертнер все-таки вернется в Москву. Гендиректор «Уралкалия», арестованный в Белоруссии минувшим летом, будет экстрадирован на родину. Такое решение приняла генеральная прокуратура Белоруссии. Но когда именно это случится, непонятно, может быть через неделю, а может быть и через месяц.

Неформально дорогу к возвращению Баумгертнера открыла сделка, заключенная в начале недели. Новым крупнейшим акционером «Уралкалия» стал Михаил Прохоров. 

Постановление об экстрадиции Владислава Баумгертнера было вынесено сегодня. По белорусским законам, решение генпрокуратуры может быть обжаловано в суде. Но в данном случае арестант, конечно, не стал противостоять желанию белорусских властей, и формально дорога домой ему открыта. Согласно процедуре, экстрадиция должна состоятся в течение месяца, однако когда именно это произойдет, похоже, не знает никто. Даты возвращения не смогли назвать ни адвокаты Баумгертнера, ни в российском посольстве в Минске, ни сами белорусские власти. Помощник президента Юрий  Ушаков лишь  выразил острожную надежду на то, что  Баумгертнера выдадут России до конца ноября.

Как именно будет происходит процедура передачи Баумгертнера российским властям, затрудняются объяснить даже российские юристы, специализирующиеся на вопросах экстрадиции. Отношения между правоохранительными органами союзных государства настолько дружеские, что обычно никаких решений прокуратуры, судов и  прочих формальных процедур не требуется. Гражданина просто передают из рук в руки в Смоленской области, а задержание оформляют уже на родине, как будто и не уезжал человек никуда.

Здесь же, учитывая резонанс, стороны очень строго следуют правилам. Экстрадиция стала возможна после того, как свое уголовное дело на Баумгертнера завели уже российские власти. А месяц назад российский суд заочно арестовал гендиректора «Уралкалия». Без этого обойтись было нельзя. Для экстрадиции Минск должен был получить официальные гарантии того, что на родине предполагаемый преступник не будет на свободе, а расследование продолжится. С одной стороны чистая формальность, с другой – рвение, с которым ее выполнили российские силовики, вызывает вопросы. Как и в Минске, в Москве против Баумгернтенра возбудили уголовное дело по статье «Злоупотребление полномочиями». При этом российские силовики пошли дальше своих белорусских следователей. Они обнаружили ущерб не только для калийных компаний, но и для российского бюджета. А это уже серьезно, по этой статье Баумгертнеру грозит до 10 лет.  Складывается ощущение, что российские силовики, получив случайную добычу в виде крупного российского топ-менеджера, так просто ее из рук не выпустят.

Но это формальности, а реальной причиной освобождения стала сделка, заключенная в начале недели. Лукашенко не раз заявлял, что условий для возвращения Баумгертнера два: во-первых, возмещение так называемого ущерба, а проще говоря «выкуп». Его президент Белоруссии оценил в 100 миллионов долларов. До сих пор так и не ясно, выплатил ли кто-то эти деньги. Второе и самое главное: смена акционера в «Уралкалии». Само по себе это полная дикость. Просто вслушайтесь: президент одной страны требует, что бизнесмен из другой страны  продал свой бизнес кому-нибудь другому, а иначе его топ-менеджер будет у него в тюрьме в заложниках. Еще большая дикость, что речь идет о президент союзного государства.

Но, несмотря на всю дикость, Керимов требование выполнил и компанию продал. В список претендентов входила вся верхушка российского списка «Форбс».  Но победил в этом забеге Михаил Прохоров. Он выкупил принадлежащие Сулейману Керимову 22%.  Еще 12% принадлежат партнерам Керимова Филарету Гальчеву и Анатолию Скурову. Их долю, по данным прессы, в ближайшее время выкупит владелец компании «Уралхим» Дмитрий Мазепин. Раньше его имя в списках претендентов не значится, с другой стороны сейчас он выглядит едва ли не идеальной фигурой. Во-первых, он сам занимается удобрениями, правда не калийными, а азотными. Во-вторых, Мазепин довольно близкий к президенту Лукашенко человек .В этом году в прессе появились слухи о том, что Мазепин станет вице-премьером белорусского правительства и будет отвечать за экономической сотрудничество с Россией. Якобы именно он помогал Минску получить льготный кредит на 3 миллиарда долларов от российского «Сбербанка».  «Новая газета» публиковала даже данные о том, что Мазепин являлся чуть ли не «теневым кошельком» семьи Лукашенко. Самому президенту Белоруссии даже пришлось опровергать эту информацию.

В общем, получилась совершенно подходящая для всех схема.  С одной стороны, как и требовал Лукашенко, в «Уралкалии» сменился владелец. С другой стороны, новый акционер – Михаил Прохоров, он близок и понятен Кремлю. С третьей, его партнер Дмитрий Мазепин выступает этаким смотрящим от Лукашенко. Это позволит «Уралкалию» и «Белоруськалию» восстановить доверие и, возможно, вернуться к  совместным продажам своей продукции. В свою очередь Кремль после того, как выдавил Сулеймана Керимова из Дагестана, еще больше ослабил близкого к Дмитрию Медведеву бизнесмена. В общем все довольны, кроме, пожалуй, Баумгертнера.

Другие выпуски