Общественная палата выступила против "Войны"

13/04/2011 - 05:20 (по МСК) Татьяна Арно, Дмитрий Казнин
Поддержать ДО ДЬ

Присуждение главной премии в области современного искусства "Инновация" проекту арт-группы "Война" привело к государственному скандалу. 

Сперва совет Общественной палаты опубликовал письмо в Министерстве культутуры, в котором победа "Войны" называлась пощечиной здравому смыслу. И призвал министерство к цензуре.

Затем ответило и само министерство. Мол, они этот "омерзительный проект" не финансировали. И вмешиваться в культурную политику не собираются.

Кто подписывал письмо от имени Общественной палаты и кто выделил деньги на "Инновацию" нам рассказали директор государственного центра современного искусства Михаил Миндлин и член Общественной палаты, директор Центрального дома художника Василий Бычков.

Татьяна Арно: Давайте разбираться, проведем такое заседание. По поводу письма, вы подписывали это письмо, которое висит сейчас на сайте Общественной палаты?

Василий Бычков: Я знаю это письмо, это заявление Общественной палаты, куда я вхожу. В том варианте, который опубликован, я его не пописывал, я просил его изменить, но…

Арно: Что конкретно вы просили изменить, например?

Бычков: Я не согласен с самим… Знаете, есть буква закона, а есть дух. Вот, я не согласен с духом этого заявления, которое, я считаю, целиком и полностью направлено на стимуляцию, скажем так, ужесточения цензуры в области искусства в том числе. Меня это покоробило, и я просил изменить формулировки. Хотя формально то, что там высказано, я согласился с тем, что, действительно, это противоречит здравому смыслу, что на деньги налогоплательщиков одно государственное ведомство…

Арно: Ну, по поводу денег мы еще разберемся. Вот подписано письмо "пресс-служба Общественной палаты РФ". Когда с вами велись переговоры по поводу того, будете ли вы подписывать это письмо, какие внести изменения, с вашими коллегами…

Бычков: Есть такая процедура опроса мнения членов Общественной палаты, или мнения членов Совета Общественной палаты. Это производится электронным образом. Здесь дело в том, что огромное количество заявлений поступает в Общественную палату, и для того, чтобы высказать свое мнение необязательно проводить какое-то заседание. Просто опрашиваются электронным образом. Вчера в 7 часов вечера мне пришла на мейл просьба проголосовать по этому поводу, я открыл, высказал свое мнение. Попросил довести это мнение до членов общественной палаты, но сегодня с утра я обнаружил, что уже вывешен тот вариант, который был мне прислан. Есть процедура, большинством членов Общественной палаты, наверное, я так предполагаю, это было одобрено, и поэтому, собственно говоря, оно появилось на сайте Общественной палаты.

Дмитрий Казнин: Кто в итоге финансировал новацию, давайте коротко. Государство финансировало? К Михаилу вопрос.

Михаил Миндлин: Сам конкурс финансируется за счет государственного бюджета. Я неоднократно говорил, и не только я, пресс-секретарь Министерства культуры делал заявление, о том, что премиальный фонд финансируется, в частности в этой номинации, за счет спонсорских и привлеченных средств, и деньги налогоплательщиков не идут на финансирование премиального фонда.

Казнин: В общем-то, эта ситуация, я не знаю – может, вы не согласитесь, немного напоминает такой театр абсурда. Во-первых, сама арт-группа "Война" уже не раз высказывалась по поводу этой премии и, в общем, наверное, делала логичные заявления для нее о том, что ей эта премия не нужна и, в общем-то, любые премии ей не нужны. С другой стороны, премию все равно ей вручили, теперь против этого высказывается Общественная палата, появились опять защитники, опять противники. Ну, а зачем длить это?

Бычков: А что в этом абсурдного? Искусство существует вне всяких, вне каких-то там указов и так далее. Понимаете, вот сейчас вы только что общались 25 минут по поводу переименования милиции в полицию и что с этим происходит, сейчас мы с улыбкой на устах будем 3,5 минуты обсуждать некое действо, которое доставило массу положительных эмоций огромному количеству людей, и мы сейчас обсуждаем в рамках это, не в рамках. Искусство, оно есть искусство. Не мы с вами, не Общественная палата, не Министерство культуры не властны над этим, ребята. Вот эти вот, какие-то люди, которые готовы сидеть в Крестах, они готовы сидеть, они делают это, это как воздух, понимаете. Это некий маленький элемент свободы, оставшийся в этом обществе. Они делают это, они готовы за это сидеть. И Олег, который возглавляет, он сидел за это…

Миндлин: За это он не сидел, это не совсем так, он сидел совершенно за другое.

Бычков: Кстати говоря, ты прав абсолютно. Он сидел не за это. Это я написал в своем особом мнении, что он сидел не за это, он сидел за переворот машины ДПС. Я тоже считаю, что Никами художествами невозможно оправдать это, но даже самый натужный блюститель морали не смог найти состава преступления в том, что член нарисовали на Литейном мосту напротив ФСБ. Это, видите ли, оскорбило неких жителей, неких граждан, которые считают это хулиганством. Почему они считают? А то, что оскорбило, извините, бюджет Москвы пилили 18 лет на глазах у этих же самых правоохранительных органов, это не оскорбляет этих самых жителей, да? Я, знаете, это как-то связываю с вот этим фаллосом в Петербурге у "Охта Центра", это как-то было достаточно синхронно, в этот момент как раз приняли решение о том, что он там будет, этот замечательный бриллиантовый фаллос…

Казнин: Оскорбляют зримые вещи. Это понятно, почему кто-то, может, оскорбился, это, в общем, право человека…

Миндлин: Вы, кажется, задавали другой вопрос, может быть, вы повторите его?

Казнин: Господин Бычков отвечает, наверное, отвечает так. Как считает нужным на мой вопрос. Мне просто интересно, я хочу продолжить.

Миндлин: Я хотел бы все-таки сделать уточнение. Вы сказали, что они не соглашались и отказывались. Это не так. Они не соглашались, но и не отказывались, и, как заявляли представители арт-группы "Война", что отказ – это тоже форма участия, и поэтому они и не отказываются. Здесь получилась патовая ситуация. Более того, один из друзей группы "Война" неоднократно заявлял, что они 12 раз повторили заявление о своем участии в конкурсе, хотя при этом на их блоге написано, что он является только другом группы "Война", и не является автором, конечно, этого проекта, который номинирован на конкурс.

Казнин: Дело-то как раз в этом. Люди находятся вне рамок, вне законов, в том числе написанных…

Бычков: Почему вне рамок?

Казнин: Ну, они об этом заявляли сами, он заявляют воровство в магазинах…

Бычков: Есть уголовный кодекс, есть гражданский кодекс, как только они их перешли, их посадили. Значит, в данном случае никто ничего не перешел. Ну. в данном случае.

Казнин: Но они ведь демонстративно дистанцируются от любых, в принципе, официальных, неофициальных, полуофициальных мероприятий. В принципе, по идее, вот так кажется со стороны, надо оставить их в покое, зачем им давать или не давать премии, зачем их потом осуждать…

Миндлин: А это вопрос к кому? Отбор номинантов, шорт-лист, к конкурсу осуществляет независимый экспертный совет, состоящий из наиболее авторитетных экспертов в области современного искусства как из России, так и из зарубежных стран. А определяет лауреатов в номинациях жюри конкурса, которое состоит из самых авторитетных представителей профессионального сообщества как российского, так и зарубежного. Это вопрос, наверное, все-таки к ним, в первую очередь.

Казнин: Мы, кстати, так и не выяснили, кто подписывал это письмо.

Бычков: Еще раз повторяю, Как мне было вчера прислано, это заявление Совета Общественной палаты. На сайте это появилось под пресс-службой Общественной палаты.

Арно: Но там нет фамилий.

Бычков: Фамилии Совета Общественной палаты можно найти на сайте Общественной палаты, они все известны, это председатели Комитетов. Значит, это заявление Общественной палаты.

Арно: Но, тем не менее, вы не согласны с этим письмом?

Бычков: Я попросил разослать всем членам общественной палаты и свое особое мнение и информацию организаторов премии "Новация". Ну, наверное, я опоздал, потому что на согласование этого текста была отведена ночь, наверное. В 9 утра я сегодня нажал кнопку, но, к сожалению, на этот момент уже заявление висело. Я считаю, что это заявление действительно наносит такой ущерб репутации Общественной палаты, и оно симптоматично, потому что сейчас действительно идет такой процесс, в моем понимании, негативный. То есть он уже многие годы идет, и сейчас набирает обороты. Надеюсь, что вот эта ситуация вызовет какую-то дискуссию по поводу свободы творчества, свободы слова, в конце концов. Это очень важно.

Арно: Последний вопрос к Михаилу. Если "Война" не заберет эти деньги, то куда они пойдут?

Миндлин: Они вернутся обратно спонсорам.

Казнин: Они хотели же перечислить…

Миндлин: Как? Они для этого, как минимум, должны их получить. Если они не получают их, то они, естественно, вернутся к тем, кто их давал на эту премию. Но я вам должен сказать в заключении, я считаю, что чрезвычайно важно, что это чрезвычайно опасный симптом, потому что заявление Совета Общественной палаты на самом деле призывает к введению цензуры, потому что они настаивали на том, что Министерство культуры должно было предпринять определенные действия на этапе номинирования, что не могло не оказать влияния на решение жюри конкурса. А то, что они предлагали Министерству культуры выйти из состава учредителей – это уже репрессивные меры по отношению к современному искусству, ко всему современному сообществу, что, мне кажется, недопустимо. У нас в нашей истории было много таких примеров, все они плачевно закончились. Печально было бы думать, что Совет Общественной палаты призывает открыть очередную позорную страницу в истории взаимоотношений отечественной культуры и власти в нашей стране.

Также по теме
    Другие выпуски