Объединение Внуково и Шереметьево началось
Как сходятся во мнении эксперты рынка, все это делается для того, чтобы подготовить Внуково к будущему слиянию с Шереметьево и, тем самым, выполнить решение Владимира Путина о создании Единого московского авиаузла. Управлением объединенных аэропортов будет заниматься специально созданная для этого компания.
Совещание по созданию Единого московского авиаузла Владимир Путин проводил примерно год назад, в марте. Тогда, в Шереметьево, он заявил, что нужна реконструкция и качественная модернизация московского авиаузла. В частности, нужно увеличить пропускную способность пассажиров: вместо 65 млн человек – 80 млн в год, построить дополнительные взлетно‑посадочные полосы – этим напрямую занимается государство даже в случае, если аэропорт частный, а также усилить контроль над московским небом. Внуково (75% акций принадлежит мэрии и 25% – частным акционерам) сразу заявило о готовности войти в новый союз. Слиться нужно было с государственным Шереметьево, переведя свои активы на баланс Росимущество. Сейчас к этой сделке все готово и завершаются последние работы по ее формированию.
Но начали, естественно, с форматирования совета директоров, который и будет заниматься всеми сделками. Частные совладельцы Внуково Виталий Ванцев и Лев Кветной, а также два чиновника мэрии Москвы остались. Однако появились и новые лица: это представители федеральных структур Александр Тихонов (Минтранс), Константин Махов (Росавиация) и Алексей Ученов (Росимущество). Есть в новом совете представитель Шереметьево и первый зампред правления Банка Москвы Александр Ястриб. Об отношении к будущему объединению аэропортов корреспондент телеканала ДОЖДЬ попросил высказаться банкира и совладельца «Аэрофлота» Александра Лебедева.
Лебедев: Теоретически вы управляете единым образом, компьютеризируете все это, и у вас безопасность повышается в воздушном движении. Второе – вы можете управлять распределением пассажиропотоков, авиакомпаний, которые там базируются и т.д. То есть вы, грубо говоря, почти как единый хаб. Теоретически можно и косты понизить и т.д. Но на практике все государственные компании у нас в стране управляются из рук вон плохо. Просто мало того, что оттуда выносятся через затраты, через кост до 40% просто в карман, за границей отмывается и т.д., мало того, что принимаются неэффективные решения, и вот у меня есть сомнения по поводу. Если мы поставим государственный сектор под контроль – парламентско-медийно-правоохранительно-судебный, общественный в целом, тогда, может быть.
Расстанутся ли со своими акциями частные акционеры Внуково Ванцев и Кветной, корреспондент телеканала ДОЖДЬ спросил у авиаэксперта Олега Пантелеева.
Пантелеев: Насчет «должны будут» - нет, такого обязательства на них, естественно, никто не возлагает. Здесь вопрос заключается в том, что после объединения аэропортов будет происходить, наверное, самый важный и интригующий процесс – поиск управляющей компании, которая будет в дальнейшем заниматься и развитием, и управлением этих двух аэропортов московского авиационного узла.
Как пишет «Коммерсантъ», аэропорт завершает консолидацию терминалов, и до конца марта терминал Д, принадлежащий «Аэрофлоту», сольется с тремя Е, С, и F – собственность аэропорта. Основой вопрос для авиарынка: что сделают с Домодедово? Председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик прошлым летом заявил, что не хочет никакого объединения.
Каменщик: Как я почувствовал после того, как идея стала обсуждаться, что пассажирам и авиакомпаниям идея объединения аэропортов не нравится, потому что исчезает конкуренция, которая является безусловным драйвером в развитии всех аэропортов московского авиационного узла. Мы конкурируем друг с другом за перевозчиков, за пассажиров, мы стараемся быть лучше. С кем мы будем конкурировать? Вернее, почему мы будем стараться быть лучше, если конкуренция исчезнет? Вот такой вопрос задают авиакомпании. Мы не знаем на него ответа.
Весь прошедший год велись разговоры, что на Домодедово оказывается давление, и аэропорт должен будет выполнить план Владимира Путина. Так, о желании купить комплекс, который оценивается в $5 млрд, заявляли близкие власти олигархи – совладелец Внуково Виталий Ванцев, глава группы «Ренова» Виктор Вексельберг. Владельцы Домодедово, по данным источников, заказали банку «Голдман Сакс» оценить свои активы для будущей продажи.