Об убийстве Деда Хасана было известно за десять дней

16/01/2013 - 21:20 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ

Сегодня в половину третьего дня самый влиятельный вор в законе, коронованный царь преступного мира Дед Хасан был убит на пороге ресторана «Старый Фаэтон» на Поварской. Стреляли в Деда Хасана – или Аслана Усояна – из дома напротив. А оружие, из которого выпустили пулю, удивило даже криминалистов убойного отдела. Ксения Батанова побывала на месте преступления.

Батанова: Деда Хасана убили на Поварской улице, когда он входил в ресторан. Выстрелов было несколько – на месте нашли 6 гильз калибра 9 миллиметров, и криминалисты, которые работали на месте, в шутку говорили, что с таким калибром «на слонов ходят».

Позже Следственный комитет заявил, что для убийства был использован бесшумный автомат "Вал". Этот автомат стоит на вооружении у  спецподразделений российской полиции. Стреляли  в Хасана из дома напротив – с крыши. В подъезде дома были найдены складной стул и фрагмент  ткани. Убить Усояна пытались много раз. Последний – 16 сентября прошлого года. А в 2010-м даже сообщали о смерти Деда Хасана, в него стреляли у подъезда дома на Тверской, но попали в живот. А слухи о том, что Аслан Усоян умер, в МВД распространили специально, чтобы поднять панику в криминальном мире.

Дед Хасан, начиная с конца 1990-х, контролировал большую часть игорного бизнеса в Москве и Краснодарском крае. А его ближайшим соратником был Вячеслав Иваньков, известный, как Япончик, и убитый в 2010-м. А предыдущие покушения на Усояна связывали с его конфликтом с другим влиятельным вором в законе Тариэлом Ониани. Правда, сейчас тот находится в тюрьме. Десять дней назад агентство «Росбалт» написало заметку о том, что криминальный мир начал готовиться к войне.

По данным агентства, в схватке планируют сойтись клан Аслана Усояна и клан, возглавляемый Ровшаном Джаниевым и Джемо Микеладзе.  Обозреватель газеты «Известия» Орхан Джемаль не исключает, что в ближайшее время мы станем свидетелями дальнейших криминальных разборок.

Орхан Джемаль, обозреватель газеты «Известия»: Во-первых, никуда не делись авторитеты. Они не перестали быть криминальными авторитетами. Пожалуй, несколько менее громким стал их бизнес, потому что времена криминального рэкета ушли в прошлое. Значительные сегменты бизнеса стали легальными, но эти люди никуда не делись. И конфликты между ними никуда не делись. Они потрясают не только Москву. После предыдущего покушения на Деда Хасана в 2010 году по Европе прошла целая волна убийств криминальных авторитетов, выходцев из Советского Союза, в основном грузин. Были смерти в Греции, во Франции, Испании. Это сторонники Деда Хасана давали ответ на покушение.

Следствие не исключает, что прошлое покушение и нынешнее убийство было подготовлено одними и теми же людьми.

Удивительно, что еще 4 января, агентство «Росбалт», а им владеет Наталья Чаплина, жена бывшего главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова, публикует подробнейший сценарий того, что случится после устранения старейшего криминального авторитета. Кто может прийти ему на смену, как в Арабских Эмиратах собирается объединенная оппозиция Деду Хасану, и как они коронуют своих воров в законе в противовес наследникам Деда.

«Если с Усояном что-то случится, то мафиозным кланом будет руководить его племянник, Дмитрий Чентурия по кличке Мирон. Дед Хасан назначил его смотрящим по Ярославской области», - пишет «Росбалт».

С нами в студии депутат Госдумы от «Единой России» Борис Резник.

Лобков: Вы раньше как журналист занимались криминальной войной 1990-х и можете пролить свет на то, кто такой Дед Хасан, почему его убили, и почему сценарий того, что произойдет, за две недели публикуется, и это все сбывается?

Резник: Тут не надо обладать ясновидением. Выбор невелик. Все криминальные авторитеты кончают либо в тюрьме, либо из-за пули снайпера или ножа бывших соратников. Иллюстраций много. Я депутат от Дальнего Востока. У нас Комсомольск-на-Амуре в 1990-е стал столицей криминального мира. У нас было сосредоточено аж 9 воров в законе. Шесть убито, трое в тюрьме. Сегодня ни одного вора в законе на Дальнем Востоке нет. Дед Хасан был королем криминального мира, и когда пошли покушения, - сначала убили Япончика, потом на самого Деда Хасана – было ясно, что войну нельзя остановить. Когда это случится? Виктор Черкизов, с которым я сегодня заседаю в одном Комитете по безопасности, еще не искушен, наверное, у него есть связи в правоохранительных органах, и то, что обострилась эта борьба и должно нечто произойти, это было понятно.

Арно: Что вы можете сказать про преемника Мирона?

Резник: Мирон – ближняя связь Деда Хасана. Естественно, каждый уголовный авторитет такого уровня имеет своего преемника. Небольшая загадка, что на трон возведут его племянника.

Лобков: Конкурирующая группировка, во многом благодаря усилиям Саакашвили и Интерпола, была сдана испанцам. Равновесие сместилось в пользу Деда Хасана?

Резник: У нас немного атмосфера расчищена в отношении криминальных авторитетов, поскольку стала работать статья 210 Уголовного кодекса «Организация преступного сообщества». Сегодня сами воры в законе, как правило, никого не убивают. Они дают задания, выдают деньги, чтобы устраняли конкурентов. Сегодня не надо доказывать причастность, достаточно доказать, что человек входил в это сообщество, и дают большие сроки. На Дальнем Востоке преступных лидеров осудили на 20-25 лет.

Лобков: Экономическая база сжимается. Я поинтересовался, чем мог владеть и что мог контролировать Дед Хасан. Среди этого называется «оборот зелени в Москве», «сухие строительные смеси» и как ни странно «контроль над распределением средств на организацию Олимпиады в Сочи».

Резник: У него были очень тесные связи с Краснодарским краем. Он часто, по сведениям правоохранителей, бывал там, и пытался наладить тесные контакты с теми людьми, которые делали финансовую политику на Олимпиаде. Если глубоко посмотреть происходящие процессы, видимо, воровской мир не оставлял это в стороне и во всем участвовал.

Арно: Олимпийский след – одна из версий убийства.

Резник: Надеюсь, будет проведено детальное расследование.

Арно: Какие версии могут быть?

Резник: Самые разные. Во-первых, я считаю, что это война кланов, битва за самоутверждение, за то, чтобы занять королевский трон в воровском мире. Воры убивают друг друга за то, чтобы расширить сферы влияния, подчинить себе людей из других группировок. Более детально можно будет сказать, когда будут произведены какие-то следственные мероприятия.

  
Другие выпуски