О пропавших деньгах в «Росагролизинге» знали еще до назначения Скрынник

28/11/2012 - 21:54 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ
Полузабытая фигура экстравагантной экс-министра сельского хозяйства Елены Скрынник вновь оказалась в центре внимания после разоблачений, по традиции, экранизированных федеральным государственным каналом.

В частности, оказалось, что при предоставлении кредитов предприятием «Росагролизинг», которое до назначения возглавляла госпожа Скрынник, кредиты на развитие сельского хозяйства давались только через уполномоченные агентства и с условием обязательного отката. Были продемонстрированы и оффшорные счета экс-министра, куда якобы поступали деньги, а также яхты, виллы и другие предметы роскоши российских аграриев.
Новое руководство «Росагролизинга» подсчитало убытки: по оценке первого замгендиректора фирмы, недостачи составляют 39 миллиардов рублей. Сама Скрынник, находящаяся во Франции –  она недавно родила двоих детей и посвящает им все время, посчитала разоблачения клеветой и пригрозила судом, кроме того, она заявила, что после ее ухода на министерский пост председателем совета директоров «Агролизинга» стал вице-премьер Виктор Зубков, и вопросы надо адресовать непосредственно ему.
Была ли Елена Скрынник очередной бедой российского сельского хозяйства после зимы, весны, лета и осени или это очередная кампания зачистки бывшей элиты – спросили у Василия Бойко-Великого, Президента агрохолдинга «Русское молоко», и одного из крупнейших землевладельцев Московской области. Спросим Леонида Холода, бывшего замминистра сельского хозяйства, с которым связывались  по телефону.

Лобков: Что вы думаете по этому поводу. Действительно ли гнев правосудия обрушился на Елену Скрынник заслуженно и вовремя, либо это часть некой кампании?

Холод: Я думаю, что в виновности участника дела должно разбираться следствие, прокуратура и прочие правоохранительные органы. Но то, что дело возбуждено и велось, известно было полгода как. Было известно, что в «Росагролизинге» большой невозврат средств, которые выделялись на лизинговые операции. Невозврат может быть вызван различными причинам: как неурожаем в сельском хозяйстве, так и злоупотреблениями передачи  техники и скота в лизинг. Поэтому была ли бедой Скрыннник для сельского хозяйства – вопрос философский.

Писпанен: Проблемы с «Росагролизингом», - что всю технику можно было купить только через эту компанию, или что брали кредиты в «Россельхозбанке» с большими откатами, и фермерам тяжело жилось – были еще до назначения Скрынник министром сельского хозяйства. У фермеров началась черная полоса, как они сами говорили, с момента ее назначения министром. Почему ее сделали министром?

Холод: Так же, как  и многие наблюдатели, которые имели к Минсельхозу какое-либо отношение, я не могу  ни объяснить, ни прокомментировать ее назначение. Потому что проблемы у «Росагролизинга» были, основная – то, что компания почти монопольная структура. Это была ошибка начала 2000-х, когда вместо того, чтобы создать общие правила игры и допустить к лизинговым операциям всех желающих лизинговых компаний, сделали ставку на монопольную госструктуру. Почему она стала министром, надо спросить у кадровиков или тех, кто ее назначал. Поскольку она была исполнительным органом компании, то за этот период деятельности «Росагролизинга» она несет ответственность.

Лобков: Может ли дело и обсуждение уголовной части деятельности госпожи Скрынник привести к реформе самой модели, когда сельское хозяйство станет такой же отраслью промышленности, как и все остальные:  без специализированных банков, лизинговых компаний?

Холод: Об этом нужно было задумываться примерно с 2006 года, когда в «Росагролизинге» начался массовый невозврат. Страна обречена пойти на демонополизацию, это совершенно очевидно. Механизм лизинга простой: компания получает деньги в кредит и передает технику, скот и прочее оборудование сельхозтоваропроизводителям по льготной ставке, которую она имеет у кредитующих банков в долг. Такая операция посильна и частным операторам. Будет конкуренция – меньше будет злоупотреблений.

Лобков: Вы все равно остаетесь в этой сфере. О той роскошной жизни, которую вела Скрынник и ее окружение, что-нибудь было известно? О тех сумочках, с которыми она появлялась и которые показывали, в том числе на встречах с президентом и премьером?

Холод:  Эта сторона жизни обсуждалась постольку - поскольку. Она неплохо одевалась, появлялась с неплохими аксессуарами. Но в «Росагролизинге» она получала неплохую зарплату, такой хватило бы, чтобы так одеваться. По поводу домов, дворцов, яхт, заводов, парходов было неизвестно и не обсуждалось. До этого она возглавляла «Медлизинг», тоже полугосударственную компанию, которая возле Минздрава работает. Там она, очевидно, тоже неплохо зарабатывала.        

Другие выпуски