Новое русское дворянство: что зашифровано в гербах Шойгу, Патрушева, Нарышкина и как Поклонская получила «дворянское звание»

19/10/2017 - 22:35 (по МСК) Ольга Гладышева, Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

Министр обороны Сергей Шойгу наградил одного из сенаторов и бывшего сослуживца фамильным гербом. Выяснилось, что гербы есть также у многих чиновников и депутатов, некоторые из них даже считают себя дворянами. О новой российской геральдике — сюжет Ольги Гладышевой.

В Совет Федерации генерал-полковника Виктора Бондарева привела квота от губернатора Кировской области — после долгих лет военной службы теперь он возглавляет комитет по обороне и безопасности. На первом же заседании уроженец села Новобогородецкое Воронежской области получил почетный подарок от министра обороны Сергея Шойгу — личный фамильный герб. ​

«Право на герб по законам Российской Империи принадлежало потомственным дворянам. Петр Первый вообще запретил всем, кто не дворяне, гербы иметь. Это, кстати, русская специфика, есть страны, где были гербы и у мещан, даже крестьян», — рассказал герольдмейстер Российского императорского дома Станислав Думин.

Заместитель Шойгу вручил герб Бондареву со словами« о возрождении традиций». Фамильные гербы действительно изначально были в военных кругах — стоит только вспомнить средневековых рыцарей. Но как тогда воспринимать самого министра обороны — королем, вассалом короля?

«Конечно, это вещь глубоко декоративная, это сувенирная продукция. Никакого отношения ни к какому новому статусу это не имеет. По крайней мере, пока. То, что у нас де факто монархия и де факто есть сословия, а движемся мы, судя по всему, к тому, что это станет де юре рано или поздно, может быть, это какой-то провозвестник чего-то, но на мой взгляд. сейчас это просто некая дань уважения к традициям», — считает писатель и культуролог Андрей Новиков-Ланской.

Новиков-Ланской принадлежит к древнему роду, который получил свой герб еще в 18-ом веке. В современной России официальный статус есть только у них – пожалованных еще до революции родовых знаков: «Он имеет статус в том смысле, что геральдической совет при президенте Российской Федерации официально подтвердил существование этого герба и его адекватность исторической норме. Но он не дает никаких привилегий. Кроме моментов, когда мне приятно показать друзьям и они говорят: „Ну надо же, у тебя герб есть"»

Сейчас получить фамильный герб может каждый — существуют десятки организаций, которые ведут свои реестры, регистры, гербовники, однако официального статуса они не имеют. Приятное чувство исключительности не дает пожалованному гербом никаких привилегий, а сенатор Бондарев может повесить свой герб на стену как символический подарок.

«Я не вижу здесь никакого криминала, но я на месте генерала не так бы радовался. Сейчас это некая награда. У всех ли офицеров будут гербы? Является ли офицер сословием? А если все остальные начнут следовать этому примеру? Если все остальные силовые министры начнут жаловать? Понятно, они как рыцари, они воины, щитов у них, правда, нет, кроме тех, которые разгоняют волнения. Но там как раз опознавательные знаки-то и не нужны», — считает герольдмейстер Российского императорского дома Станислав Думин.

Изначально герб — это воинский атрибут, и даже сейчас почти у каждого силового ведомства есть личные геральдические службы, но рыцарями они, конечно, не назначают. В реестре академии русской символики «Марс» нашелся даже личный герб человека по имени Сергей Кужугетович Шойгу.

«В данный момент мы видим герб владельца, о котором рассказать что и кто он – очень сложно. Здесь элементы такие, которые заставляют нас трактовать каждый символ по-своему, потому что нет канонов. Я вам так скажу: герб этот, можно сказать, на «троечку» в геральдике, если только не на «двойку». Абсолютно не несет никакой смысловой нагрузки, потому что это тайно зашифрованное то, что желал бы видеть на своем гербе владелец», — рассказал художник Владислав Коваль.

Наполненный «тайными символами», этот герб сопровождается таким описанием: «Герб представляет собой французский геральдический щит с опрокинутым вилообразным серебряным крестом. В правой части, в изумрудном поле, золотой стилизованный древний восточный священный узел. В левой части, в изумрудном поле, золотая рыцарская перчатка с тремя золотыми стрелами. В нижней части, в лазоревом поле, золотой треугольник с червленым сердцем».

«То место, где я родился, вошло в состав Советского Союза последним, в последний год войны, в 1944-ом году. Приехала большая бригада выдавать паспорта. А род очень большой и весь род носит фамилию Кужугет, и вот когда дошло дело до 265-ого, им оказался как раз мой отец, и тогда товарищ из НКВД ему говорит: „Слушай, хватит уже, Кужугетов, тебя как зовут? — Меня зовут Шойгу. — Вот это будет твоя фамилия, а Кужугет будет твое имя"», — рассказал Сергей Шойгу в 2006 году на программе «Сто вопросов к взрослому».

Родовой герб Шойгу зарегистрирован еще в 1997 году. Тогда же случился бум «нового дворянства», после падения монархии, а потом и Советского Союза, представители древних родов заявили о своих правах в России. А Мария Владимировна Романова — единственный потомок Кирилла Романова, который еще в 1927-ом году провозгласил себя главой Императорского дома в изгнании, даже начала жаловать россиян личным и потомственным дворянством. Станислав Думин стал одним из первых таких дворян в России.

«Великая княгиня может награждать и лично, но в принципе, существуют королевские думы. Орденские думы Николая Чудотворца, которые возглавляет генерал Кириллин, ныне сотрудник Министерства обороны. Они с 2001 года по решению министра обороны представляют военнослужащих к награждению „чудотворцами"», — рассказал Станислав Думин.

Этих «Чудотворцев» за последние два десятилетия вручили уже десяткам российских генералов: от Грачева до Патрушева. Орден первой степени дает право на потомственное дворянство, второй – личное. Награжденные „чудотворцем" как дворяне уже имеют право и на герб — о нем нужно отдельно попросить. Все такие гербы Императорский дом заносит в специальный гербовник.

Мария Владимировна Романова, несмотря на скепсис многих потомственных аристократов, верит в свое право жаловать «высокий титул». Вот Зураб Церетели получает «Святую Анну», Владимир Чуров вообще-то тоже дворянин и даже бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев награжден великой княгиней. Императорский орден за присоединение Крыма получила и Наталья Поклонская — правда, «дворянство» у нее личное, не потомственное.

Возможно, выйти на «Бессмертный полк» с портретом царя, а потом до последнего бороться против фильма «Матильда», ее вдохновила именно встреча с Романовой. Хотя о гербе Поклонская так и не попросила.

«Мы должны отдавать себе отчет, что вот этот вот тренд на новое Средневековье, тренд на возвращение к дореволюционной, монархической, сословной ситуации – это, в общем, довольно серьезная штука. То, что сегодня выглядит как сувениры и декоративный какой-то элемент, в какой-то момент вдруг может легализоваться», — считает Андрей Новиков-Ланской.

Министерство обороны и сенатор Виктор Бондарев на запросы «Дождя» не ответили. ​

Фото: Илья Питалев / РИА Новости 

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски