Новая ОДКБ: политолог Морозов рассказал о том, как изменится организация после Казахстана
10 января главы ОДКБ провели онлайн‑саммит по ситуации с массовыми беспорядками в Казахстане. Председательствовал глава Армении Никол Пашинян. Также среди участников видеоконференции были Владимир Путин, Александр Лукашенко, глава Казахстана Касым‑Жомарт Токаев, президент Таджикистана Эмомали Рахмон и Генсек ОДКБ Станислав Зась. Президент Кыргызстана в разговоре не участвовал — ранее Бишкек потребовал от Казахстана прекратить задерживать ее граждан как террористов. Вместо него от Киргизии присутствовал премьер‑министр республики Акылбек Жапаров. Обсудили саммит и его итоги с Александром Морозовым, политологом и сотрудником Карлова университета.
«Заседание, которое сегодня состоялось, показало и показывает очень хорошо то, что ОДКБ, которое до этого представляло собой что-то вроде организации по переподготовке военных на российской технике, и не имело никакого политического, да и военного значения, потому что никакой агрессии не предполагалось, вот здесь произошла реновация», — рассказал политолог. Морозов считает, что на данный момент происходит попытка с помощью угрозы «исламского терроризма» активизировать ОДКБ и создать практически новую организацию, поэтому это заседание является довольно важным.
Заседание началось с минуты молчания в память о погибших в ходе беспорядков в Казахстане, после чего с речью о террористах и заговоре выступил президент Токаев, не забыв поблагодарить Путина за особую помощь. Также, Токаев назвал точное количество сил ОДКБ, развернутых в Казахстане — по его словам в стране сейчас находятся 2300 миротворцев и 250 единиц техники. Дальше слово взял Лидер Беларуси Александр Лукашенко — он рассказал, о том к каким испытаниям стоит готовиться в будущем. Последнее слово осталось за Владимиром Путиным, который уже не в первый раз забыл, как зовут президента Казахстана Касым‑Жомарт Токаева. Но не только этим примечательно его выступление. Помимо прочего, он заявил, что силы ОДКБ будут находиться в Казахстане столько, сколько нужно и покинут страну только, когда «завершат миссию». Токаев, же заявил, что миротворцы ОДКБ пробудут в Казахстане «до полной стабилизации ситуации». Главный тезис, который озвучил президент России заключается в том, что при протестах в Казахстане якобы использовались «майданные технологии».
Сразу после внеочередной сессии ОДКБ Владимир Путин поговорил по телефону со своим коллегой из Таджикистана Эмомали Рахмоном. Подробности разговора не раскрываются. Известно только лишь, что обсуждалась ситуация в Казахстане, своевременность и эффективность помощи, которая была оказана по линии ОДКБ и обстановка на таджикско‑афганской границе. В итоге — Путин и Рахмон договорились продолжать контакты на различных уровнях.
Фото: Пресс-служба президента России