«Мы никогда не уничтожали людей за инакомыслие» и другая ложь губернатора Магаданской области в интервью Проханову
Писатель Александр Проханов взял интервью у губернатора Магаданской области Сергея Носова. Самая растиражированная цитата Носова из этого разговора — о репрессиях. Якобы в России никогда не уничтожали людей за инакомыслие, рассказал новый хозяин Колымы, где во времена Сталина расстреливали тысячами. О чем еще соврал губернатор Магаданской области и почему первое интервью он дал публицисту с неоднозначной репутацией — в сюжете Евгении Котляр.
Про «благословенную Колыму» нынешний губернатор Магаданской области (в видеоверсии говорится, что Носов — губернатор Мурманской области. Дождь приносит извинения за ошибку) — Сергей Носов подробно рассказал в интервью Александру Проханову для газеты «Завтра». Цитаты из интервью теперь препарируют разные издания. Но особенно интересно они смотрятся в контексте карьеры и обстоятельств личной и политической жизни губернатора Носова.
Сергей Носов, из интервью Александру Проханову: И замечу: мы никогда, даже во времена царской России, не уничтожали людей за инакомыслие. В этом, кстати, и сила нашего народа.
Говоря о терпимости к инакомыслию, Носов обращается скорее к либеральной общественности, которая не прочь (по его мнению) «раздарить территории Дальнего востока». В пору, когда Носов был главой Нижнего Тагила, он придерживался других взглядов. Директор местного агентства новостей «Между строк» — Егор Бычков вспоминает, как с подачи главы Носова блокировали доступ к их сайту.
Егор Бычков, директор агентства новостей «Между строк»: Это человек, который просто заблокировал доступ к нашему сайту в администрации города по IP — то есть чиновники не могли зайти на сайт. Человек, который выключил нас из всех рассылок, всех мероприятий. Человек, команда которого обзванивала наших рекламодателей и просила расторгнуть с нами контракты. Человек, который запрещал все митинги, издевался над теми, кто хотел выразить мирным способом свое несогласие — предлагал общественным активистам проводить митинги буквально за 100 км от центра города, в далекой деревне, которая территориально относится к Нижнему Тагилу.
К вечеру пресс-секретарь Носова заявил, что фраза про инакомыслие была вырвана из контекста, скорее всего специально.
Сергей Носов, из интервью Александру Проханову: Один из самых знаменитых заключенных Колымы — Сергей Павлович Королев. И он здесь не золото добывал: ему были созданы условия, и он работал в своем направлении.
Про опыт работы на золотом прииске Мальдяк конструктор Королев вспоминал так: «Я почти год по восемь, а то и более часов в сутки возил из карьера золотоносный песок. Песок, песок, песок… Ради горстки золотых крупинок… Стоит ли золото такого тяжкого, изнуряющего, безумного труда?! Пусть бы лежало вечно в земле, неведомое людям. Для меня оно ломаного медного гроша не стоит».
Помимо истории Носов много говорит в интервью про планы, стратегии экономического развития и «прорыв» — термин который стал лейтмотивом последних выступлений Владимира Путина. Носов убежден, что Магаданская область способна стать регионом-донором. Только для того чтобы эта идея превратилась в реальность в регион нужно вкладываться.
Сергей Носов, из интервью Александру Проханову: Главное — есть реальные возможности сделать тот рывок, который должна сделать вся страна, в том числе и Магаданская область. Она может стать из дотационной регионом-донором. Но в нее нужно вложить деньги. Может быть, сделать это на современных условиях, с современными подходами.
Дмитрий Землянский, научный сотрудник географического факультета МГУ: Магаданская область может превратиться в регион-донор. Это не очень легко, но теоретически возможно. Это возможно только в том случае, если будет реализован заявленный задуманный инвестиционный проект. В случае с Магаданской областью ключевыми являются проекты по разработке месторождений цветных металлов, в первую очередь — золота, как правило эти проекты крупные. Скорее всего это не менее пяти лет, ближе к десяти.
В Нижнем Тагиле Носову правда удалось сделать многое — дороги, реконструкции, восстановленный театр, цирк. Но, негативный отпечаток от широких мазков градоначальника тоже остался. На строительные подвиги Носов брал кредиты, расплачивается с которыми регион до сих пор.
Егор Бычков, директор агентства новостей «Между строк»: Огромные проблемы для Нижнего Тагила, для руководства города — там долговая нагрузка, которую оставил Носов по тем кредитам, которые взял для строек. Тагил будет расплачиваться еще много лет, сейчас это — главная головная боль.
Носов хорошо знаком жителям Урала. Он и сам не стесняется много говорить о своих заслугах. На официальном сайте губернатор Магадана рассказывает, что он отличник со школы и потомственный металлург, который «поднял с колен нижнетагильский металлургический комбинат».
Егор Бычков, директор агентства новостей «Между строк»: Он не забывает регулярно напоминать о том, что поднял комбинат с колен. Я не думаю, что сейчас жители Нижнего Тагила хорошо помнят эту историю, потому что он ушел с комбината, насколько я помню, в 2005 году еще, вернее — его ушли.
Если трудовая биография Носова описана по годам, то про семью действующего губернатора на его сайте и вовсе нет никакой информации. Всего у него три дочери.
Егор Бычков, директор агентства новостей «Между строк»: Носов в принципе не скрывал никогда, публично много раз об этом заявлял, что он хорошо знаком и даже дружит с верхушкой правительство Франции — с Саркози, с министрами. Супруга, насколько известно, в Тагиле не жила, но несколько раз сюда приезжала, а дочери живут во Франции.
Франция и правда близка уральскому металлургу — на снимке 2013 года мэр Нижнего Тагила, прямо за которым сидит Леонардо Дикаприо — на трибуне Ролан Гаррос. Хотя, судя по декларации 2017 года, чиновник он скромный — заработал около 3 миллионов рублей за год.
Еще Носов в интервью много говорил про принципы и идеалы человека, которые народ обрел с приходом Владимира Владимировича: «Я хорошо помню закат Советского Союза: крах идеологии, когда перестали этой работой заниматься, потеря ориентиров. Я в Магнитогорске работал тогда начальником цеха. Сталевара представляют к ордену Ленина, а он говорит: можно мне вместо ордена талон на приобретение „Волги“? Вот какая подмена понятий произошла!»
Егор Бычков, директор агентства новостей «Между строк»: Это все, конечно, очень смешно, потому что в семье Носова никогда не стояло выбора между «Волгой» и орденом Ленина, потому что в семье Носова были и «Волги», и ордена Ленина, потому что и отец, и дед — красные директора, всю жизнь руководили крупными предприятиями, отец был депутатом Верховного совета.
Фото: Донат Сорокин / ТАСС