Налог с каждой транзакции. Что ждет нянь и маникюрш
Налоговики продолжают выводить на чистую воду всех самозанятых — теперь они хотят запрашивать у банков информацию о счетах физлиц вне рамок налоговых проверок. Все данные о транзакциях будут попадать в специальную программу, с ее помощью налоговики хотят пресекать незаконную предпринимательскую деятельность и выявлять неплательщиков НДФЛ. Маргарита Лютова рассказала об опыте других стран, на которые у нас так любят ссылаться, когда ужесточают законы, а руководитель налоговой практики Taxadvisor Алексей Яковлев — о том, зачем ФНС этот закон и кого он коснется.
Российские налоговики хотят иметь свободный доступ к информации обо всех банковских счетах. Сейчас такие сведения можно получить только по специальному запросу для налоговой проверки.
Их цель — «незаконная предпринимательская деятельность». Под удар могут попасть целые профессии: от нянь до дизайнеров интерьера. Таких предпринимателей в России, по разным оценкам, от 15 до 22 млн человек. Поэтому пока налоговой приходится искать творческие методы. Например, налоговики в Твери заказали у частного кондитера торт через социальные сети — чтобы поймать на неуплате налогов.
Налоговые инспекции охотятся за мелким бизнесом во всем мире. Правда, даже доступ ко всей частной финансовой информации не всегда помогает.
В Великобритании уже 7 лет действует налоговая система Collect: она автоматически анализирует декларации, банковские счета, собственность на недвижимость и даже покупки в интернет-магазинах. Правда, уследить получается не за всеми. Например, налоги за британских нянь должны платить нанимающие их семьи. Но они массово уклоняются от налогов: в 2012 году ущерб британской казне оценивался почти в 60 млн фунтов.
В США налоговики тоже автоматически анализируют данные о поступлениях на счет и расходах, а еще и социальные сети потенциальных неплательщиков. Но все равно, по данным налоговой, предприниматели скрывают около 64% доходов.
В прошлом году большого налогового брата запустила Италия. Из-за системы, которая следит за расходами, даже упали продажи роскошных автомобилей, а ветеринары жаловались, что люди перестали ставить к ним на учет собак дорогих пород.
Зато налоговикам помогают современные цифровые сервисы. Австралия в прошлом году запросила данные о банковских счетах водителей Uber и Lyft — чтобы взыскать с таксистов неуплаченные налоги.
Датская налоговая тоже сопоставила базу данных Uber и налоговые декларации 1200 водителей и выставила им счет на 2 млн долларов.
Вместе с цифровым большим братом западные налоговые пользуются и традиционными методами: в Великобритании, Бельгии, Канаде и США есть горячие линии, где можно пожаловаться, что кто-то не платит налоги.
У российской налоговой тоже есть телефон доверия. Но банковские счета, видимо, еще интереснее.
Яковлев обратил внимание, что в инициативе не указаны суммы, с которых у налоговой будет возникать интерес к переводам. Из-за ограниченного количества персонала, налоговая не сможет заняться проверкой всех физлиц, поэтому будут выбираться налогоплательщики с самым высоким уровнем дохода, либо те, чья проверка может стать показательной. Яковлев считает, что основной смысл этой кампании — не контроль, а воздействие на поведение налогоплательщиков.
Для налоговых органов поступления в результате администрирования — очень важный показатель эффективности, поэтому проверять мелких налогоплательщиков не очень интересно с точки зрения результата.
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ