Нетрадиционная сексуальная эмиграция: ждать ли вслед за еврейским исходом и утечкой мозгов бегства геев?

06/11/2013 - 21:18 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс заявил, что нарушение прав гомосексуалистов может стать основанием для получения политического убежища в Нидерландах.

В обращении к парламенту Тиммерманс отметил, что действующий в России закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних способствует дискриминации и «создает благоприятные условия для развития гомофобии». Почему голландский политик делает такие заявления именно сейчас, и что это значит для российского ЛГБТ‑сообщества, – выяснял Родион Чепель.

Чепель: Для очень многих людей это значит очень много – как минимум, возможность жить в безопасности. Нам стало известно, что истоки этого заявления министра иностранных дел Нидерландов – в сентябрьском визите в Москву министр культуры этой страны Джет Буссемакер. Во время этого визита она встречалась с гей-активистами. Вот что рассказала нам участница встречи, журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко.

Елена Костюченко, журналист: Он захотела узнать из первых рук, что происходит с ЛГБТ в России, и попросила нескольких ЛГБТ-активистов о встрече. Когда шел разговор, как Голландия может поддержать ЛГБТ в России, я сказала, что если этот закон об изъятии детей у ЛГБТ будет принят, то Голландия может и должна помочь выехать максимальному количеству семей с детьми из России.

Принятие в России законов, которые затрагивают жизнь ЛГБТ-сообщества, и обострение риторики в отношении его представителей совпало с изменениями во власти в Голландии. Большое влияние на политику там оказывала королева, которая симпатизировала президенту России Владимиру Путину.

Так, последний визит в Голландию, пока она была королевой, нанес именно он. А год ее ухода стал годом Голландии в России, а России в Голландии. Напомню, компания Royal Dutch Shell принадлежит королевской семье. Новым королем Нидерландов 30 апреля стал Виллем-Александер Оранский-Нассау, старший сын королевы Беатрикс, с его приходом и связывают разворот в голландской политике. Чтобы понять, какую перспективу может иметь такое заявление министра иностранных дел Нидерландов, можно посмотреть на поток желающих получить политическое убежище представителей сексуальных меньшинств, считает журналист Антон Красовский.

Антон Красовский, журналист: Единственная страна, которая занимается сейчас гей-миграцией – это США. В США есть возможность получения убежища по причине ненависти в виду того, что ты являешься геем или лесбиянкой. Есть несколько стран в мире, жителям, гражданам которых предоставляется такое убежище: Нигерия, Гана, мы, Россия, естественно. Само это убежище – явление последнего года  для России, до этого  не было, потому что не было преследований по гей-теме. Преследование началось. Хватит врать, что его нет, оно есть. Сам закон является дискриминационным.

Антон Красовский стал одним из немногих известных всей стране людей, который публично заявил о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.  Антон сообщил России о том, что он гей, в феврале этого года в прямом эфире прокремлевского канала «Контр ТВ», со-основателем которого он  являлся.  С работы его уволили, это увольнение совпало с обострением риторики российских политиков. Из США эту ситуацию наблюдает Роман Мамонов, бывший ведущий НТВ, который в прошлом году попросил политическое убежище в США. Роман рассказал, что в России его жизнь подвергалась опасности, после того как он вступил в конфликт с националистом Александром Босых, резко высказывающимся по поводу геев. Ему стали поступать СМС сообщения с угрозами, угрожающие звонки с неизвестных номеров, а на двери у него появилась угрожающая надпись с намеком на его сексуальную ориентацию. В США Роман с друзьями учредили фонд, который помогает людям, попавшим в похожую ситуацию.

Роман Мамонов, журналист: В прошлом году так сложилось, что большое количество знакомств было с людьми, которые приехали и обратились за убежищем. В общем, я сам гей и жду своего дела. И родились идея создать некий фонд. Именно американцы, мои знакомые, выступили инициаторами, поскольку они все достаточно активные люди, он и сказали: мы хотим что-то делать, мы хотим как-то помогать. За полгода этого года, где-то  всплывала эта статистика, что 60-70 дел в Нью-Йорке уже поданы. То есть мы видим увеличение, действительно. Я должен сказать, что количество обращений – по скайпу, по мэйлу люди пишут, задают вопросы – огромное. Очень-очень много,  я был очень удивлен. 

Журналист и ЛГБТ-активист Елена Костюченко подтверждает, что сексуальные меньшинства перестали себя чувствовать в безопасности. И повлияли на это даже не столько думские инициативы по ограничению прав сообщества, сколько риторика политиков.

Елена Костюченко, журналист: Я переписываюсь со многими регионами, и действительно, люди говорят, что в городах стали появляться какие-то неонацистские группировки, которые специализируются именно на нападении на ЛГБТ. То есть не на мигрантов, не на «нерусь», как они раньше прыгали, а конкретно на ЛГБТ.

Деятельность таких группировок коснулась даже сотрудников посольства Нидерландов. Напомню, 15 октября Онно Элдеренбоше был избит в своей квартире. Злоумышленники, представившись электриками, проникли в квартиру дипработника, нанесли ему побои, нарисовали в квартире сердце и надпись «ЛГБТ», после чего, не взяв никаких ценных вещей, исчезли. О том, что представителям ЛГБТ-сообщества быть просто небезопасно, говорит еще одна история. Недавно молодой хирург из Новосибирска эмигрировал в Берлин. Пока он ждал решения властей о политическом убежище, он жил в лагере для беженцев под Киевом. Через что там приходится проходить, нам рассказал помогавший беженцу юрист Булат Барантаев.

Булат Барантаев, правозащитник: Есть какие-то люди, которые ходят и собирают дань со всех, кто живет в этом лагере. Там есть люди, которые регулярно дерутся, избивают. И, соответственно, среда там тоже довольно-таки гомофобная. И он, естественно, пытался всячески скрывать, почему он находится и ищет убежища в Германии, потому что понимал, что это огромная угроза для его жизни.

Если люди готовы проходить через всё это, чтобы уехать, у инициативы Нидерландов, конечно, есть перспектива. К перечисленному можно добавить совершенное на этих выходных в Петербурге нападение на офис организации «Ласкай», когда неизвестные выстрелили из пневматического пистолета в глаз Дмитрию Чижевскому.

Антон Красовский: Я показал просто своим друзьям в Америке некоторое количество смс-ок, которые я получал  с неизвестных номеров от моих бывших друзей, от руководителей, от коллег. Просто смс-ок в качестве шуток, советов, уточнений. И человек, который сидел со мной за одним столом, известный американский адвокат, спросил, почему я до сих пор не подал в суд по правам человека. Потому что все, что для нас здесь является обычным на самом деле в нормальных странах это абсолютно за гранью. Так не бывает. Так не бывает.

Так что, хотя все комментаторы сходятся во мнении, что пока никакой массовой миграции представителей ЛГБТ-сообщества нет, вслед за белой аристократической и еврейской, вполне может скоро появиться и такой термин, как гей-эмиграция.

Другие выпуски