"Непридуманный цвет" Рены Эффенди
В такт с ажиотажем бирж, активизировалось и современное искусство. Сегодня в московской Gallery.Photographer.ru открылась выставка азербайджанского фотографа Рены Эффенди.
О выставке рассказывает Анна Монгайт.
Анна Монгайт: Рене Эфенди – уникальный персонаж, она действительно сделала карьеру на нефти, если это возможно вообще для фотографа. В выставке, которая открылась сегодня, есть не только нефтяные поля Баку, есть и катастрофа в Чернобыле, и обугленные дома во время пятидневной войны с Грузией, но именно нефть принесла ей славу вместе с проектом "Линия жизни". Он был посвящен трубопроводу, проложенному в 94-ом по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан – 1700 км. Собственно, Рене Эфенди проделала этот путь, снимая как живут люди, которые так физически близки к трубе и так далеки от нефтедолларов, пролившихся золотым дождем на бедный Азербайджан, еще более высветивши то самое расслоение общества, то есть либо ты зарабатываешь на трубе (как, собственно, и Рене Эфенди, которая на трубе заработала свою карьеру), либо ты только на нее смотришь. Давайте послушаем, что по этому поводу говорит куратор проекта, директор галереи Photographer.ru Лариса Гринберг.
Лариса Гринберг: "По сути, история строится вокруг людей, которые остались за бортом этой всей истории, потому что нефть – это достаток, это золото, те. Кто вокруг этой нефти каким-то образом питается, они все в общем хорошо устроены, а люди пострадавшие от этого, никаких дивидендов не получают. Ей это очень больно, она, естественно, общается с этими людьми, она видит как разрушаются их дома, под которыми прокладывается этот нефтепровод, и так далее. Там приходят, обещают, что там их переселят в другие квартиры, заплатят им какой-то гонорар и так далее – и так далее. То есть все только на обещаниях и зиждется."
А.М.: Собственно, этот ракурс Рене Эфенди открыла еще когда сама работала в British Petroleum. Ей компания British Petroleum заказала снять корпоративный календарь, и вместо того, чтобы эффектно снять какие-то глянцевые картинки, она поехала в те места, где пролегает труба и сняла совсем, надо сказать, не то: беженцев из нагорного Карабах, ютящихся в развалинах многоэтажек в не очень пригодных для жизни районах, индустриальные постройки, лишенные растительности, поля мазутных пятен с грибами железной арматуры, то есть – жуть. В British Petroleum, естественно, пришли в ужас, зато этот проект выставили практически одновременно и в Лондонской галерее и показали на стамбульской биеннале и даже напечатали в New York Times, то есть такого резонанса British Petroleum совсем не ожидал.
Первый фотоальбом, который называется Pipe Dreams, естественно, задержали на Азербайджанской таможне и, говорят, даже уничтожили весь тираж. Рене Эффенди обвинили в том, что она не ценит произошедшего в Азербайджане прорыва, и показывает совсем не то, ищет негативные стороны, то есть фактически она сегодня персона нон-грата.
Вообще это очень интересный парадокс: молодая женщина-фотограф на Востоке, причем с очень радикальным взглядом. Хочу рассказать небольшую историю из ее карьеры: она сняла несколько лет назад в Киргизии в Оши серию про проституток для журнала Marie Claire, после чего был просто невероятный скандал в Средней Азии. После этого выступил тогдашний премьер-министр Киргизии, который сказал, что если бы автор был мужчиной, он непременно набил бы ему морду. То есть очевидно, что на Востоке не готовы к таким освободившимся женщинам, которые зашли так далеко.
Дмитрий Казнин: При этом нефть очень многие художники используют в принципе как материал - делают из нефти картины…
А.М.: Вообще, нефть еще до кризиса довольно долго была материалом, ассоциировавшимся с Россией. На последней Венецианской биеннале русский художник, живущий в Париже, Андрей Молодкин делал такие большие объекты, которых качалась нефть, как кровь греческой богини. У него же есть распятья, в которых присутствует нефть, и другие объекты. Именно эти объекты и сделали ему имя во Франции как именно русскому художнику, то есть русская тема. А она использовала ее, как тему, отражающую быт в Азербайджане.