В бутырской башне, где сидел Емельян Пугачев, нашли двух забытых арестантов. Неожиданное открытие членов ОНК

11/09/2019 - 21:43 (по МСК) Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

Члены столичной Общественной наблюдательной комиссии нашли двух заключенных в одной из старинных заброшенных башен СИЗО «Бутырка». Ранее считалась, что башня находится в плачевном состоянии, и не эксплуатируется. Как это вообще возможно, рассказал Иван Мельников, член Общественной наблюдательной комиссии.

Иван, здравствуйте!

Здравствуйте!

Расскажите про свою удивительную находку, пожалуйста.

Несколько лет назад, собственно, члены ОНК Москвы уже в СИЗО «Бутырка» находили подозреваемых в этих башнях. После этого, учитывая, что там условия абсолютно нечеловеческие, да…

Опишите их, пожалуйста. Что это за условия? Почему башни считаются закрытыми?

Во-первых, там меньше по нормативу количество метров на человека, то есть должно быть не менее четырех метров. Во-вторых, там нет никаких условий приватности, то есть прямо напротив кроватей располагается чаша Генуя, да, даже нет унитаза фактически. Нет никаких перегородок, при этом одновременно проблема с сантехникой.

Фактически когда мы зашли в камеру, представьте себе смеситель, и из него напрямую просто течет вода, то есть он не работает. Мы попросили заключенных закрыть этот смеситель, они перекрыли кран, и из чаши Генуя начала течь вода. Постоянно такой непрерывный поток, да. При этом стены сами видали такие давнишние виды, можно сказать, что они, я думаю, застали времена Емельяна Пугачева. Это ведь одна из тех исторических как раз башен, которые в основе того самого Бутырского замка лежали.

Поэтому, конечно, мои коллеги предприняли все меры, члены ОНК Москвы обращались к руководству УФСИН для того, чтобы закрыть эту башню. Она была закрыта, мы как-то проходили мимо всегда, не думали, что она может функционировать как-то и так далее. Но тут, собственно, поступила соответствующая информация к нам в комиссию. Я пошел проверять, нас долго водил сопровождающий нас сотрудник СИЗО, который не хотел, видно, чтобы мы попали туда. Но мы добились своего, попали в эту башню и ― о чудо! ― обнаружили там в одной из камер двоих заключенных.

А все остальные камеры пустые? То есть эти двое людей ― единственные, кто находится в этой башне?

Остальные были пустые, но, в принципе, они могли функционировать теоретически. Возможно, что это сейчас, потому что когда мы уточняли у заключенного, который там находился, во-первых, один из них, оказывается, четыре месяца там провел, в этой камере, да. Вроде бы там были соседи, соответственно, скорее всего, я думаю, они функционировали, просто в закрытом режиме. Видно, что их всячески прятали от нас.

А почему эти люди там оказались? Нет мест? Это какая-то форма наказания? Что это такое?

Я бы хотел обратить внимание, что действительно вообще в целом в СИЗО «Бутырка», конечно, большой перелимит граждан, наверно, самый большой среди московских следственных изоляторов. На 1847 мест, которые там предусмотрены, там, по-моему, две двести с чем-то тысячи заключенных на сегодняшний день находится. 2245, если не ошибаюсь. Соответственно, есть, конечно, большой перелимит.

Но, понимаете, в других камерах, в принципе, пару мест уж нашлось бы для того, чтобы туда посадить граждан. Было ли это какое-то… Неизвестно, насколько это было неким наказанием или нет, но все-таки нам удалось добиться, что сейчас проводят проверку по данному факту. Столичный УФСИН уже соответствующую служебную проверку проводит. Удалось добиться того, что граждан этих отселили после нашего обращения.

Также я обращался в связи с тем, что в СИЗО «Матросская тишина», в свою очередь, тоже абсолютно бесчеловечные условия есть на одном из корпусов. Это фактически камеры, которые располагаются в полуподземном таком помещении. Там грибок, сырость постоянная, духота, и все это недалеко от блока больницы, где находятся подозреваемые, обвиняемые, у которых туберкулез. Естественно, это абсолютно недопустимо. Четыре камеры уже сегодня из этих, которые также были обнаружены членами ОНК Москвы, закрыты на ремонт теперь.

Надеюсь, что все-таки камеры эти не будут больше использовать. Даже если их отремонтируют, я про Бутырский замок и про другие, в «Матросской тишине», я думаю, вряд ли они будут полноценные. Во-первых, в Бутырском замке никак невозможно, чтобы соблюдены были, так сказать, нормативы по количеству метров на человека, а держать людей там в одиночке тоже, наверно, будет неправильно. В «Матросской тишине» рано или поздно, так сказать, располагающиеся в казематах «Матросской тишины» эти камеры в полуподземном, да, в подземном таком формате все равно будут… Рано или поздно где-то что-то будет подтекать. Все равно я думаю, что неправильно там содержать людей. Максимум, что можно, ― это использовать их для складских каких-то нужд.

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски