«Необходимо, чтобы преобладали агенты НКГБ»: что рассекреченные на Украине документы рассказали о выборах патриарха в СССР
Служба безопасности Украины в ходе планового рассекречивания документов КГБ предала гласности руководящие документы органов безопасности СССР — как выбирали патриарха Алексия Первого в 1945 году. В общем и до этого из многочисленных интервью и утечек было известно о том, насколько плотно православная церковь опекалась НКГБ, но оригинал — циркуляр, который рассылался по союзным республикам за подписью наркома Меркулова. О значении этих документов для современной истории церкви — Илья Шепелин.
На этой неделе сеть взбудоражила очередная новость из Украины. «Служба безопасности рассекретила документы — московского патриарха в 1945 году избрали агенты КГБ». И читателя, не слишком искушенного в этой теме, текст архива вправду впечатляет.
Кроме знания о том, что в Советском союзе должность «патриарх всея Руси» писалась не иначе как в кавычках, из документов можно узнать, как организация-предшественница ФСБ буквально помыкала духовными лицами: «Необходимо: каждую вновь открываемую церковь обеспечивать проверенной агентурой из числа духовенства или церковного актива», — написано в одном из документов.
Вряд ли для кого-то могло стать новостью, что церковь, которую Сталин рушил и расстреливал, будет восстановлена им без контроля чекистов. Но именно канцелярские постановления НКГБ возмущают и оживляют страницы истории. Батюшками распоряжаются как мебелью.
Защитники РПЦ говорят о фальсификациях: нельзя же поверить архиву спецслужбы Украины. Да и все это случилось на фоне очередного скандала: пару недель назад российские информагентства сообщили, что украинский патриарх-раскольник Филарет попросил помилования у патриарха московского Кирилла.
Почти 90-летний Филарет собрал пресс-конференцию и объявил: он предлагал с Московским патриархатом примирения, а его выставили так, будто он приполз на коленях. Но опубликованные документы не имеют к этому конфликту отношения: историки нашли их в архивах задолго, но общество обратило внимание, только когда сканы попали в руки к блогерам, а те их преподнесли как сенсацию. А такие установки по церкви КГБ рассылала по всем республикам Советского Союза, включая, конечно, Украину.
Чего только не бывало. 1995 год. Публицист Александр Невзоров называет себя православным и клянет на чем свет стоит собеседника — Глеба Якунина — на то время главного разоблачителя связей РПЦ и КГБ. Через 20 лет этот статус перейдет самому журналисту Невзорову. Священник Глеб Якунин — человек уникальный. По сравнению с циничным Невзоровым — наивный. Его дважды изгоняли из Русской православной церкви. Прежде всего — за расследования о том, церковь подчинялась спецслужбам: «В 1943 году товарищ Сталин вызвал. Три архиерея всего оставалось. Он их вызвал, сказал: создавайте церковь. Чекисты создали и чекисты контролировали», — рассказывал ранее Якунин.
В 1991 году он вошел в комиссию по делу ГКЧП, распахнувшую двери в до сих пор закрытый архив КГБ. Он от руки переписывал документы об управлении церкви чекистами. Из них до сих пор известно, что покойный патриарх Алексий имел агентурную кличку «Дроздов», а нынешний патриарх Кирилл звался в КГБ «Михайлов». За усердную службу церковным иерархам комитет безопасности выписывал грамоты.
Посещения архива КГБ продлились 24 дня. Когда Якунин стал распространяться о том, что он там читает, — допуск ему закрыли. С тех пор субординация между ФСБ и церковью засекречена, хотя их дружба на виду. И дружба — это совершенно нормально, ведь церковь провозглашает гармонию в обществе. Но как можно доверять церкви, если она не хочет сказать правду даже о давно прошедших событиях, заставляя сомневаться: представляет РПЦ бога или другую организацию из трех букв, которой интересна тайна вашей исповеди.
Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости