Первые итоги дела Немцова: доказательства, заявления о пытках и исчезнувшие свидетели
Московский окружной военный суд отказался вызвать свидетелем по делу об убийстве Бориса Немцова главу Чечни, героя России Рамзана Кадырова. Зато суд согласился вызвать Руслана Геремеева,который после убийства Немцова ускользнул от приехавших силовиков. Но пока это будет просто повестка, куда ее отправят, учитывая, что уже год влиятельного чеченского политика ищут, а он предположительно уехал из России?
Мария Борзунова рассказывает, что сейчас известно следствию, и как продвигается суд.
Обвинение закончило представлять свои доказательства по делу об убийстве Бориса Немцова. Сегодня начала выступать сторона защиты. На скамье подсудимых пятеро – Заур Дадаев, Анзор и Шадид Губашевы, Хамзат Бакаев и Темирлан Эскерханов. Все они, по версии следствия, причастны к убийству Бориса Немцова и выполняли разные роли. Как считает следствие, стрелял в политика Дадаев, а Анзор Губашев был за рулем автомобиля, на котором Дадаев скрылся. Там же находился еще один участник убийства – Беслан Шаванов – он погиб во время задержания. Хоть оружие, из которого стреляли в политика, найти так и не удалось, прокурор Мария Семененко на заседании рассказала, что после задержания, 7 марта, у Дадаева за ухом были обнаружены следы пороха. Это, по версии обвинения, доказывает вину подсудимого, но сам бывший боец батальона Север сказал, что это всего лишь результат отстрела служебного оружия. Еще одно доказательство – это данные мобильных телефонов. По словам обвинения, эти данные подтвердили местонахождение Анзора Губашева в центре Москвы в день убийства Немцова. Дадаев и Губашев сначала признались в убийстве политика, но позже заявили, что дали показания под пытками. О пытках подсудимые говорили и на заседаниях.
Шадид Губашев, обвиняемый в убийстве Бориса Немцова:
«Я в дальнейшем покажу изуродованные части (тела). Меня пытали, в яму посадили, расскажу, как я слышал, как брата пытали, как моего родного человека пытали, как просили признаться в убийстве Бориса Немцова. Это бесчеловечно. Это происходило все на самом деле. Как эфесбшники нас вывозили. Когда генерал ФСБ угрожает самим президентом, это любой даст показания».
Источник цитаты: «Медиазона»
Заур Дадаев, обвиняемый в убийстве Бориса Немцова:
«Если говорить по-колхозному, меня просто опускали. Четыре раза я вырубался. Ток пускали, крутили током. Играли в плохого и хорошего. Хороший: «Ну, ты же понимаешь…», второй крутит током».
Источник цитаты: «Медиазона»
В суд даже пытались вызвать заместителя главы Следственного комитета Игоря Краснова, который расследовал убийство Немцова в самом начале, но он так и не пришел. Ключевым свидетелем в процессе стала домработница из квартир на Веерной: именно там жили некоторые подсудимые, а также бывший командир батальона Север Руслан Геремеев и его водитель Руслан Мухутдинов. Исоева опознала четверых подсудимых – то есть всех, кроме Бакаева. Организатором убийства Немцова следствие считает Мухудтинова, но свидетель рассказала, что руководил всеми именно Геремеев. Зарина Исоева также узнала подсудимых на видео с камер наблюдения, которые были сняты в день убийства Бориса Немцова. Исоева сейчас находится под госзащитой из-за угроз. По словам домработницы, Геремеев цитата обещал сломать ей ноги если она узнает и расскажет что-то лишнее.
Зарина Исоева, свидетель по делу об убийстве Бориса Немцова:
«В конце мая, начале июня 2016-го поступили звонки. Я не знаю, кто мне звонил, но это были люди из Кавказа, они пообещали поймать меня, пробить голову и показать в YouTube, если я не исчезну из Москвы».
Сегодня суд согласился вызвать в качестве свидетеля Руслана и Артура Геремеевых. Допросить их не удалось во время следствия и доподлинно о местонахождении Геремеевых неизвестно. Адвокаты семьи Немцова просили вызвать на допрос и главу Чечни Рамзана Кадырова, но суд отказался. Хотя сам Рамзан Кадыров не раз говорил, что если его вызовут в суд по повестке, он согласится дать показания. Соратники Бориса Немцова, которые выступали в суде, называли руководство Чечни – наиболее серьезной опасностью для политика.
О политических взглядах и возможных конфликтах из-за них судья говорить свидетелям на процессе запретил. Хотя соратники Немцова настаивают, что это именно политическое убийство. Но следствие считает, что Руслан Мухутдинов обещал заплатить подсудимым 15 миллионов рублей за убийство политика, никакого другого мотива в деле нет. Правда, до обвиняемых деньги так и не дошли. Также остается непонятным и то, как Мухутдинов, будучи водителем Геремеева, смог нанять старшего по званию Дадаева для убийства. Вызывает вопросы и отсутствие в деле видеозаписей с камер наблюдения на Большом Москворецком мосту в момент убийства. Главным свидетелем преступления был водитель снегоуборочной машины, который проезжал мимо Дурицкой и Немцова в момент выстрела в политика, но, как сегодня заявила прокурор Семененко, он пропал и допросить его в судебном заседании не получится. Пропал и еще один свидетель - прохожий, который видел в ночь убийства отъезжающий от моста белый автомобиль.
Фото: Евгения Новоженина