Как создано новое дело Навального: разбор материалов следствия и стартующего процесса в колонии
15 февраля Лефортовский районный суд начнет рассматривать новое уголовное дело против Алексея Навального. Политика обвиняют в мошенничестве и неуважении к суду. Здесь важно сказать, что заседание пройдет прямо в исправительной колонии во Владимирской области, где Навальный отбывает свой срок. До сих пор нет четкого понимания, сможет ли туда попасть его жена Юлия Навальная. Между тем, сегодня соратники Навального опубликовали материалы его уголовного дела. Что из них стало известно — рассказал Михаил Шевелев.
Необходимость выездного заседания до сих пор не объяснили, однако в постановлении о назначении именно такого формата отдельно подчеркивается — процесс будет открытым. Что ж, это мы увидим завтра. А сам Навальный комментирует это так: «Я уже просто коллекционер самых удивительных путинских судов. Суд — московский, Лефортовский. Все — судья, секретарь, прокуроры, адвокаты, следователи, свидетели — в Москве. И все они должны приехать сюда ко мне, в тюрьму, для „выездного заседания“. Разгадка проста — слово правды. Банда воров и лжецов во главе с Путиным боится его, как вампиры солнечного света. Они знают, что у меня сейчас нет ничего, кроме слова правды, зато уж его-то я использовать не побоюсь, пусть хоть десять сроков на меня повесят».
Адвокат Илья Новиков подтверждает, что никаких правовых оснований назначать выездное заседание Лефортовского суда в колонии в Покрове нет. Разве что политические: «Я считаю, что ни один юрист, который уважает себя и свою профессию, не станет обсуждать эту ситуацию в терминах обыденной законности, доказанности, как будто бы это было рутинное дело и как будто мы не видим, что у нас на глазах насилуют Фемиду грубо, в извращенной форме, публично, а мы отводим глаза и говорим: „вы знаете, бывают случаи, когда можно все-таки рассматривать дела выездным способом“».
Жена оппозиционера Юлия Навальная сегодня потребовала допустить ее на заседание. Естественно, никакого ответа от администрации колонии или пресс-службы суда она не получила. Так что, видимо, о своем допуске или недопуске Юлия узнает завтра в Покрове. «Это беззаконное и бессовестное судилище, и то, как оно организовано, лучше всего доказывает, что мой муж — честный человек. А держат его в тюрьме, потому что он эту власть не боится. Послушайте, вы, трусы и негодяи! Я требую, чтобы меня пустили на суд над моим мужем. Это мое совершенно законное право. Какие бы вы ни были бессовестные люди, не пустить меня на суд вы не можете. Суд открытый, я — жена Алексея, у нас двое детей, мы больше 20 лет вместе. Я имею все основания присутствовать в зале и смотреть в лицо этому вашему „суду“», — написала Юлия в инстаграме.
Такие странные заседания суда действительно случаются только у Навального. Мы помним, например, очень похожую историю, произошедшую на следующий день после его возвращения в Россию. Решение об отправке его в СИЗО тогда приняли прямо в химкинском отделе полиции. Но в чем же на этот раз реальные причины такого непривычного формата правосудия? Вот как это комментирует адвокат Илья Новиков: «Я донатил в свое время организациям Алексея Навального, если бы дело рассматривалось в районном суде Москвы, я бы просто пришел в здание и заявил, что я потерпевший, дайте мне высказаться. Как бы я там уже высказался — это был бы другой вопрос, потому что если вы думаете, что потерпевший всегда выступает за прокурора, то на самом деле это не так. А в колонию я не могу просто так прийти. И если защитники Алексея пожелают допросить кого-то из свидетелей, то в обычном суде достаточно, чтобы такой человек явился в здание, ну, по крайней мере в теории — мы понимаем, что процессы Алексея Навального никогда не происходят так, как написано в учебнике — но в теории это была бы обязанность суда: любого человека, который прошел в здание, показал паспорт и о допросе которого просит защита, они обязаны допросить.. А как такой человек попадет в колонию?».
Сегодня на канале Навального появилось видео с разбором материалов дела. Следственный комитет обвиняет политика и его сторонников в хищении 356 миллионов рублей донатов. Однако в деле лишь показания четырех человек. Их Навальный, якобы, обокрал на два с половиной миллиона рублей в сумме. Среди них есть некий слесарь из Подмосковья по имени Александр Кошелев — он якобы в конце 2020 года решил задонатить команде политика наличными через кассу Сбербанка 1 миллион 20 тысяч рублей. Через неделю он обратился в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело о хищении. Другой потерпевший в этом деле, Михаил Костенко, задонатил 50 тысяч 100 рублей, а затем также обратился в полицию. Соратник Навального Иван Жданов такие странные суммы пояснил тем, что превышение порога в миллион рублей считается хищением в особо крупном размере и может наказываться десятью годами колонии, а в случае с превышением порога в 50 тысяч рублей дело не может рассматриваться в мировом суде.
Дело о мошенничестве объединили с еще одним — делом о неуважении к суду. Алексея обвиняют в оскорблении судьи Акимовой, прокурора Фроловой и свидетеля Колесникова во время заседания суда по делу о клевете на ветерана.
Фото: кадр из фильма «Навальный», 2022г.