«Нормализация отношений возможна»: помощник Горбачева о возможной встрече Россия-НАТО

07/06/2021 - 22:24 (по МСК) Антон Желнов
Поддержать ДО ДЬ

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сегодня пригласил Россию поучаствовать в заседании Совета Россия-НАТО. Совет не заседал уже 19 месяцев, и, по словам Столтенберга, альянс уже делал попытку пригласить Россию год назад, но согласия тогда не получил. «Теперь мяч на стороне России», — сказал он. Отношения между НАТО и Россией, по его мнению, достигли такого низкого уровня, которого не было со времен окончания холодной войны. Может ли Россия принять приглашение и что могло бы стать предметом обсуждения на заседании — спросили у Павла Палажченко, помощника экс-президента СССР Михаила Горбачева.

Павел, насколько, вам кажется, Россия может сегодня согласиться на предложение Столтенберга, насколько оно не ритуальное, а реальное, и в НАТО видят такой возможный контакт?

Вы знаете, я, во-первых, должен сказать, что выражаю только свое мнение, меня представили как помощника Михаила Сергеевича Горбачева.

Безусловно.

У меня есть мнение на этот счет, по-моему, России следовало бы это предложение принять, потому что есть что обсуждать. Но я знаю, что прежние контакты в рамках Совета Россия-НАТО вызывали у России недовольство, неудовлетворенность, прежде всего потому, что действительно России казалось, что это принимает чисто ритуальный характер и не ведет к обсуждению тех реальных проблем, которые существуют в отношениях между Россией и НАТО.

Я думаю, что, наверное, будут какие-то контакты сейчас, после этого заявления Столтенберга, на дипломатическом уровне. У нас дипломаты представляют Россию в Брюсселе, в столицах государств НАТО, и в ходе этих контактов надо просто выяснить, что могло бы стать содержанием того заседания Совета Россия-НАТО, которое предлагают сейчас.

С вашей точки зрения, что может быть содержательного в таком Совете? И что, какой главный вопрос там может быть между Россией и НАТО?

Я думаю, прежде всего предотвращение инцидентов и опасных сближений в ходе военной деятельности, активной военной деятельности, которую ведут и страны НАТО, и Россия. Ситуация здесь не очень хорошая, потому что было немало опасных сближений, которые могли бы привести к очень неприятным последствиям.

Надо договариваться прежде всего, на мой взгляд, об определенном ограничении такой военной деятельности, но главное, о процедурах на случай, если инциденты все-таки произойдут. Нужен четкий алгоритм деятельности, который надо вырабатывать на рабочем уровне, на военном уровне, утверждать на политическом уровне. Мне кажется, что это первый вопрос.

Второй вопрос, была же целая программа взаимодействия России и НАТО, которая полностью «заморожена». И очевидно, надо было бы посмотреть, что из тех мероприятий, и как модно говорить сейчас, активностей совместных, можно было бы начать восстанавливать.

Есть у вас понимание, точнее, предположение, что когда-либо в ближайшей перспективе отношения России и НАТО могут хоть как-то улучшиться? Либо деградация будет все дальше и дальше?

Я думаю, что дальше деградацию довольно трудно себе представить, отношения находятся на очень низком уровне. Но можно, к сожалению, как я уже сказал, представить, что активная военная деятельность, учения, облеты самолетов вблизи зон соприкосновения России и НАТО, другие виды деятельности в морском пространстве, могут привести к очень неприятным последствиям. Вот это может быть, это надо предотвращать.

Нормализация отношений между Россией и НАТО возможна, улучшение, наверное, употреблять это слово еще рановато.

Спасибо.

Фото: Nicolas Maeterlinck / Zuma / TASS

Другие выпуски