В Госдуме 3 июля принимали не только американских конгрессменов, но и законопроект о повышении НДС с 18% до 20%. Документ одобрили в первом чтении. По данным «Ведомостей», повышение НДС принесет бюджету около двух триллионов рублей в течение шести лет. Деньги пойдут на выполнение нового «майского указа» Владимира Путина. Против принятия законопроекта проголосовали 97 депутатов, среди них был Валерий Гартунг из «Справедливой России», который связался со студией Дождя и рассказал, почему проголосовал против.
Валерий Карлович, почему голосовали против?
Во-первых, есть другие варианты пополнения бюджета и поиска средств для выполнения указа президента. Более правильные, в большем объеме и менее травматичные для российской экономики.
НДС ― далеко не самый лучший вариант, я сказал даже, самый худший вариант. Дело в том, что от повышения НДС проиграют прежде всего обрабатывающие сектора экономики, а выиграют экспортеры сырья. Поэтому, повышая НДС, правительство обрекает российскую экономику, и прежде всего обрабатывающие сектора, на стагнацию, что не позволит выполнить указ президента в части создания темпов роста российской экономики выше среднемировых и вхождения в пятерку крупнейших экономик мира, а также не позволит снизить уровень бедности в два раза, что зафиксировано в указе президента, а также не позволит увеличить высокотехнологичный экспорт.
Поэтому правительство, предлагая такой вариант, заранее, уже сегодня, создает условия для невыполнения как минимум трех пунктов из указа президента.
Валерий Карлович, повышение НДС ― это же ещё такая очень социально чувствительная тема. Может быть, не такая чувствительная, как пенсионная реформа, но тем не менее. Нет ли в Думе какого-то давления на депутатов, которые голосуют против повышения НДС?
Да нет, пока такого давления нет. К сожалению, нет и содержательной дискуссии. Когда правительство внесло проект закона, они говорят, что, дескать, мы разные варианты рассматривали, как выполнить указ президента, это самый менее болезненный. На что мы им ответили: «Так вы же не рассматривали, например, вариант отмены возврата НДС экспортерам сырья, который мог бы дать 1,8 триллиона рублей уже в этом году».
Напоминаю, повышение НДС с 18% до 20% дает в год примерно 620 миллиардов рублей. Наша мера дает в три раза больше. Другое дело, что мы предлагаем 1,8 триллиона рублей взять у сырьевиков, а правительство предлагает 620 миллиардов взять у обрабатывающих секторов экономики. Почувствуйте, что называется, разницу.
И у всех нас, Валерий Карлович. У всех нас. Это же на всех россиянах отразится повышение НДС.
На всех нас, конечно, на всех нас.
Когда мы почувствуем это?
Послушайте, отмена возврата НДС экспортерам сырья косвенно тоже на всех отразится, но больше всего на экспортерах сырья. А повышение НДС тоже как бы на всех косвенно отразится, но менее всего на экспортерах сырья, потому что им это в возврат уйдет.
Поэтому в любом случае любая налоговая реформа затрагивает косвенно всех, но одних больше, других меньше. Поэтому нужно выбирать, скажем так, такой вариант, который для подавляющего большинства граждан будет самым удобным. Вот наш вариант, который мы предложили, самый удобный, самый лучший. Во-первых, больше всего денег дает в бюджет, во-вторых, бьет прежде всего по сырьевому экспорту. Ну, и стимулирует сырьевиков больше продукции перерабатывать внутри страны. К сожалению, правительство даже не удосужилось рассмотреть нашу инициативу.
Кроме того, мы предложили ещё альтернативные варианты. Напоминаю, что ведь, кроме повышения ставки НДС, мы же ещё зафиксировали регрессивную шкалу страховых взносов сегодня. Это в одном и том же законе. Напоминаю, что у нас страховые взносы установлены на уровне 22% до определенной суммы, по-моему, сейчас это до 900 тысяч рублей в год. А свыше этой суммы всего 10% уплачивается.
Мы предложили сделать плоскую шкалу ― 22% с любой заработной платы. Таким образом, мы могли не повышать НДС, а вот эти 600 миллиардов взять за счет установления плоской шкалы страховых взносов. Заплатили бы за это опять же сектора экономики, у которых самые высокие заработные платы, ― это финансовый и сырьевой сектор. А все остальные сектора экономики не пострадали бы. Кстати, и рядовые граждане, 90% граждан, которые получают зарплаты ниже 900 тысяч в год, да, они бы не пострадали и под эту планку не попали.
Ну, и ещё одно предложение, которое сегодня нами как альтернативное было внесено. Мы предложили ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, но одну только ступень ввести ― 18% с дохода свыше 24 миллионов в год. Под эту ставку попадает, по нашим расчетам, 20 тысяч человек, чуть больше 20 тысяч человек.
Я думаю, это было бы очень популярное предложение среди россиян.
Подчеркиваю, свыше 24 миллионов рублей в год. Это два миллиона рублей в месяц. Попадает всего 20 тысяч человек, а доходов бюджет получит 200 миллиардов рублей. Так на минуточку скажу, что для того, чтобы проиндексировать пенсию работающим пенсионерам, нужно 260 миллиардов рублей в год. А только вот эта ставка дает 200. Вот такие предложения. К сожалению, правительство и «Единая Россия» не стали нас слушать.
Фото: Никеричев Андрей / Агентство «Москва»