Нарушен негласный договор: Медведев раскритиковал выборы 1996 года
Беседовали за закрытыми дверями и не под запись. Однако, вчера вечером устный договор о неразглашении расторгнул Сергей Бабурин, председатель «Российского общенародного союза». В интервью радиостанции «Финам-ФМ» он сообщил, что Медведев, отвечая на вопрос Бориса Немцова о фальсификации думских выборов, действительно сослался на 1996 год. И фактически признал, что президентские выборы того года нельзя считать легитимными. В Кремле все опровергают.
Вслед за Сергеем Бабуриным информацию о том, что Медведев сказал такое, стали как один подтверждать другие участники встречи: координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов, а также бизнесмен, лидер Партии дела Константин Бабкин.
Немцов: Мы сказали, что декабрьские выборы в Государственную Думу были тотально фальсифицированы, поэтому их надо отменить и провести новые честно, по новым правилам, с регистрацией оппозиции, на что Медведев неожиданно сказал, что в 96-м году тоже были выборы нелегитимные и Ельцина не избрали. Просто сказал: «Вы говорите, что выборы фальсифицированы, в Думу надо проводить новые выборы. А знаете ли вы, что в 96-м году Ельцина не избрали?». Вот и вся логика. Извращенная, не правда ли?
Бабкин: Была такая фраза, реплику не ту он сказал, что выборы декабрьские не выглядят полностью легитимными. По-моему так он сказал. Дмитрий Анатольевич, мол, ответил, что вот вы, Борис Ефимович, были во власти в 90-е годы, активное участие принимали там в выборных кампаниях, и мы знаем, что выборы 96-го года победил не Борис Николаевич Ельцин. Вот такая фраза прозвучала. И больше это не обсуждалось, дальше пошло без комментариев.
Желнов: То есть, он фактически признал выборы 96-го года нелегитимными?
Бабкин: Наверное, так.Пресс‑секретарь президента Наталья Тимакова отказалась давать оценку действиям Немцова и Бабурина, а кремлевский источник телеканала ДОЖДЬ сообщил, что любые интерпретации закрытого разговора останутся на совести тех, кто говорит об этом в прессе. Семья Ельцина – Татьяна и Валентин Юмашевы –
также отказываются от комментариев, а блогеры и наши зрители пишут в сети о том, что раскрыт секрет полишинеля. В массовом сознании давно закрепилась мысль, что выборы 1996 года проводились с сильным использованием административного и олигархического ресурса. Термин «семибанкирщина» (по числу тех, кто финансировал «Голосуй или проиграешь» Ельцина) вошел в новейшую историю, а фамилии Березовский‑Гусинский‑Потанин‑Смоленский‑Авен в том контексте можно писать слитно.
Сам Березовский признавался в запрещенном для показа в России израильском фильме «Олигархи»: ради того, чтобы не победил Зюганов, он помирился со своим оппонентом Гусинским. Общая цель сплотила. Известна история Давосского форума 1996 года: за полгода до выборов западный бизнес говорит с Зюгановым почти как с действующим президентом. После этого начальника штаба Ельцина Олега Сосковца меняют на Анатолия Чубайса, который в том же Давосе созывает конференцию, доказывая, Зюганов – не социал‑демократ и совсем не евро‑коммунист. Летом 1996 года инаугурация Ельцина.
Позже Березовский в упомянутых израильских «Олигархах» признается.
Березовский: Я очень хорошо запомнил утро 3 июля 1996-го года. Мы сидели небольшой компанией - Валентин Юмашев, Татьяна Дьяченко еще несколько людей - в офисе «ЛогоВаза», на террасе и мы уже получали информацию с Дальнего Востока о том, что Ельцин победит. Я в то врем пил коньяк. Разные периоды в жизни бывают: сейчас я пью только красное вино. Мы налили коньяк, были хрустальные рюмки. Я абсолютно не мистик, вообще не верю в мистическое, хотя вся моя судьба сплошная мистика, сплошная мистика. Чокнулись, выпили, я поставил рюмку на стол и обнаружил, что сам бокал, сама верхняя часть рюмки просто рассыпалась на мелкие кусочки, в пыль, осталась только ножка. Юмашев мне сказал, что «я думаю, мы все-таки победим, но следующие 4 года мы будем харкать кровью». Что оказалось совершенно точным прогнозом.
Несмотря на то, что указанные события описаны не один раз, первые лица государства никогда не ставили под сомнение легитимность правления Ельцина. Говорят, что таков был договор с семьей. Владимир Путин мог себе позволить лишь абстрактно критиковать лихие девяностые, говорить о дележе государственного пирога и незаконной приватизации, итоги которой пересматривать не нужно.
Путин: Но так, чтобы, действительно, общество приняло эти варианты закрытых проблем 90-х годов, нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов. Это должен быть либо разовый взнос, либо ещё что-то такое. Вместе с вами нам нужно над этим подумать. Я думаю, что и общество в целом, и предпринимательский класс в этом заинтересованы в первую очередь.
Признание Дмитрия Медведева, если верить Немцову‑Удальцову‑Бабурину, оставляет странный след: по мнению руководителя администрации президента в 1996 году Сергея Филатова, власть пытается всеми способами принести победу Владимиру Путину.
Филатов: Все, что работает сегодня на победу Путина, они выплескивают наружу все - очернение 90-х годов, очернение, в общем-то, тех предвыборных кампаний и выборов, которые были. То есть, они хотят показать, что это было всегда и это есть и сегодня и, в общем, нечего, так сказать, как бы тем людям, которые проводили те выборы, нечего сегодня корить нас сегодня за то, что происходит на выборах сегодня. Я так это рассматриваю. Потому что результат очень качается, результат очень непредсказуемый, скажем так.
Сегодня в своем блоге оппозиционер Владимир Милов подверг сомнению заявление Медведева и распространенную точку зрения о незаконной победе Ельцина. По его мнению, нет реальных доказательств, на каких участках украли голоса Зюганова. Милов считает, что Ельцин уже в первом туре набирал более 60% в крупных городах, что не оставляло Зюганову никаких шансов.