Начали с Майдана, кончили Крымом: как официальные СМИ объясняли каталонский референдум
В Испании прошла всеобщая забастовка против полицейского произвола — во время референдума полиция насильно закрывала участки для голосования, пострадало более 800 человек. Результат — 90% за независимость. Владимир Путин несколько дней хранил молчание, предоставив все своему пресс-секретарю Дмитрию Пескову. Российское федеральное телевидение также не осталось в стороне от освящения конфликта. Мария Борзунова — о том, как центральные каналы рассказывали об испанских протестах.
На первом месте среди тем на федеральных каналах с 30 сентября по 2 октября по данным «Медиалогии» — референдум в Каталонии. Все три дня лидер по количеству материалов — это «Россия-24», что неудивительно, ведь в основном это новостной телеканал. Но в последний день, в понедельник, 2 октября, «Россия-1» чуть не перегнала коллег по холдингу. Действительно, в этот день сразу несколько программ на канале были посвящены референдуму.
Федеральные каналы в новостях достаточно много освещали каталонский референдум. Причем достаточно нейтрально: корреспонденты включались в эфир и рассказывали все, что видели. Например, в итоговых вестях недели кадры насилия, конечно, есть, но это не основная тема: в основном, рассказывают про студентов, которые участвуют в протесте. При этом медиаэксперт Анна Качкаева рассказывает, что правовой составляющей в этих сюжетах не было: «В итоговых программах, еще раз подчеркиваю, не было такого жесткого "за" или "против". Когда выходили итоговые аналитические программы, то не было очевидно, как к этому отнестись, как поступит полиция, потому что в предыдущие дни все это было таким танцующе-радостным скорее, чем, например, корреспонденты сообщали. Ракурсы были разные, интонация была на "Первом канале" скорее такая снисходительно-печальная. Я говорю о подводке, корреспонденты как раз все работали более или менее в поле нормально, насколько это возможно в таких обстоятельствах, и старались показывать обе точки зрения. Хотя превалировала, конечно, точка зрения протестующих и желающих отделиться».
Этого не скажешь об авторских и аналитических программах, которые вышли уже в понедельник. Владимир Соловьев во время программы «Воскресный вечер с Соловьевым»: «Как в современное время разговаривать друг с другом, не переходя на полицейские методы, не давя друг друга? Что теперь будет делать Европейский суд по правам человека? Заплатит по 20 тысяч евро каждому из тех, кто получил увечья?».
Можно подумать, что Соловьев говорит об одном из антикоррупционных митингов в России. Но нет — это все о Каталонии. Основная тема обсуждения — действия полиции. Федеральные каналы показывали кровавые кадры столкновения сепаратистов и силовиков.
Не обошлось, конечно, и без аналогий с Майданом. В Каталонии протестующие действовали правильно, а полиция применяла насилие: по версии федеральных каналов, на Майдане все было с точностью наоборот.
Референдум в Каталонии стал еще одним поводом порассуждать о закате и развале Европы. Ведущие в федеральных каналов вместе с экспертами радостно смаковали, кто же следующим выйдет из состава одной из европейских стран. Даже странно слышать это в эфире российских федеральных телеканалов. Ведь в России только за призывы к нарушению территориальной целостности можно попасть в тюрьму.
Фото: Susana Vera / Reuters