На месте Битцевского парка хотят построить элитное жилье
По словам Кульбачевского, речь идет о строительстве четырех вентиляционных шахт, которые выходят из‑под земли на поверхность. Максимальная площадь строительства составит около 120 квадратных метров, и вести стройку в заповедной зоне не планируется. Так почему же не все жители этого района довольны? Ведь казалось бы, появление новой станции метро – исключительно положительная новость.
Киреева: История с Битцевским парком, она, безусловно, очень интересная и как всегда это бывает, запутанная. Но, давайте обо всем по порядку. Начнем с того, что Битцевский парк сейчас имеет статус Природно-исторический парк «Битцевский лес». Для того, чтобы разобраться в этой истории, я пригласила Дмитрия Кудрявцева, координатора общественного объединения «Город-сад» и мы сейчас вместе с ним попробуем разобраться, что же это такое. Я, как жительница Москвы, действительно, на самом деле, в строительстве метро вижу, в основном, одни плюсы, сама езжу все время на метро по серой ветке. Конечно, эта линия очень загружена и, в общем, на мой взгляд, безусловно, строительство новых линий только лишь разгрузит Московский метрополитен, но вот жители близлежащих к парку районов, все-таки, считают иначе и у них, наверное, есть, что по этому поводу возразить. Дим, передаю тебе слово. Расскажи, пожалуйста, что такое Битцевский парк и его статус - Природно-исторический парк «Битцевский лес», - что он под собой, в принципе, подразумевает?
Кудрявцев: Битцевский лес - это означает, что это особо ценная территория в городе и она имеет особый статус и защищается законом. Что это означает? Он весь разделен - Битцевский лес - на зоны и каждая зона имеет свой статус и, в зависимости от этого статуса, на них дается различное разрешение по градостроительной деятельности. Вот схема Битцевского леса, разделенного на различные зоны, куда я схематически примерно нанес строящуюся линию метро. Мы видим, что линия идет через два участка, имеющих цифру один - это означает первый режим охраны, первый режим градостроительной деятельности. Данный режим допускает только природную деятельность, не допускает никакой другой хозяйственной деятельности. Есть федеральный закон «О недрах». Он распространяет вот эти режимы охраны не только на саму территорию, но и на недра под территорией. То есть, строить в этой зоне, в этих зонах с первым режимом нельзя не только в лесу самом, но и нельзя строить под лесом.
Киреева: Дим, то есть, это федеральный закон, я так понимаю, это законодательство федерального уровня?
Кудрявцев: Федеральный закон «О недрах» Российской Федерации.
Киреева: Так, давай мы немножко нарисуем вот здесь, на нашей схеме. Я так понимаю, что вот это вот тот вариант, который сейчас, в общем-то, рассматривается сегодня, вот мы его так подпишем, что это сегодня тот вариант, по которому предполагают прохождение вот этой вот линии, правильно? Вот это вот он показан, правильно?
Кудрявцев: Правильно, Маш.
Киреева: Конечно, я вижу, то есть, он проходит таким образом через вот этот вот участок, который имеет, соответственно, статус охранной территории, и вот это вот первый уровень, соответственно, охранной зоны, на котором практически никакой деятельности, кроме рекреационной вест вообще нельзя. Правильно я понимаю?
Кудрявцев: Да.
Киреева: То есть, только гулять, условно говоря, и использовать это в целях охраны природы.?
Кудрявцев: Да, все верно. И вот эта зона еще имеет и статус заповедного, то есть это заповедный участок Битцевского леса особо ценный. То есть, линию метро провели через самый ценный участок Битцевского леса.
Киреева: Я так понимаю, что вы уже не первый год вообще занимаетесь борьбой. С чего началась борьба? Когда началось вот это вот, я бы сказала, притязание на землю Битцевского леса?
Кудрявцев: Два года назад у нас уже были первые публичные слушания, где жители метро массово выступили против данного строительства. Вот эта схема, она старая, двухгодичной давности, где показан еще и альтернативный вариант, который сами тогда власти предлагали.
Киреева: То есть, вот это вот старый альтернативный вариант 2009-го года, правильно я понимаю, или какого?
Кудрявцев: В 2009-м году были публичные слушания, где предлагалось два этих варианта. И вот этот второй вариант, он шел… Вот здесь просека есть в Битцевском лесу.
Киреева: Это метро «Новоясеневская» - станция, которая есть на настоящий момент, а вот это метро «Бульвар Дмитрия Донского», правильно я понимаю?
Кудрявцев: Правильно.
Киреева: И вот этот вариант, который их связывает.
Кудрявцев: Вот здесь просека, по которой должен был идти второй вариант, дальше здесь еще была промежуточная станция в Чертаново, дальше все загибалось и шло под менее ценными участками леса. И был еще третий вариант в 2006-м году, который сами разработчики предлагали: он заворачивал вот здесь и шел от территории бывшей воинской части. Но все эти два варианта были отторгнуты еще до проведения публичного слушания. Был принят самый короткий вариант мелкого заложения, хотя в 2006-м году, когда Департаменту природопользования предлагали все три варианта, он разрешил вести дальнейшую разработку, но при условии глубокого заложения.
Киреева: А глубокое заложение, это сколько метров в этом случае?
Кудрявцев: Глубокое заложение - это больше 15 метров от поверхности до тоннеля, и это при условии, когда станции строятся закрытым способом без вскрытия дневной поверхности. Ну и тоннель, естественно, тоже.
Киреева: Дим, а скажи, пожалуйста, я просто тоже работаю в проектной организации, работала и частично работаю, знаю, что в любом случае проект имеет под собой такое основание, любые документы. То есть, когда подается проект, там должно лежать заключение экспертизы, которая дает свое согласие или несогласие с условиями вот этого проекта и вот это обязательная инстанция, без которой ничего не может быть, условно говоря.
Кудрявцев: Да, Маша, действительно была государственная экологическая экспертиза. Хочу заметить, что строительство началось в октябре. ОАТИ выдал ордер на строительные работы до завершения государственной экологической экспертизы, а государственная экологическая экспертиза завершилась 29 декабря 11-го года.
Киреева: То есть недавно, в принципе, месяц назад?
Кудрявцев: Да, но результат экспертизы отрицательный.
Киреева: А, вот это вот отрицательный результат.
Кудрявцев: Есть письмо, здесь вот выделено. То есть, проект не прошел государственную экологическую экспертизу. Проект, не прошедший государственную экологическую экспертизу, не может финансироваться. То есть, все, что сейчас ведется - это незаконно, проект не прошел.
Киреева: А ордер был выдан раньше этого заключения?
Кудрявцев: Ордер был выдан раньше без государственной экологической экспертизы. То есть, грубейшее нарушение закона.
Казнин: Дмитрий, скажите, вот московская власть настаивает, что вред причинен не будет, вот этой зоне охранной, что вот эти самые пресловутые четыре вентиляционных шахты только появятся на поверхности. Ну, и мы уже говорили об этом, ведь жители Бутово будут просто аплодировать этому решению, строительству этого метро, там ведь настоящий коллапс ежедневно происходит.
Кудрявцев: По поводу вреда, еще раз - есть отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, которую делают специалисты. То есть, специалисты вынесли отрицательное решение. Московские власти не являются специалистами. Государственная экологическая экспертиза - это специалисты. По поводу жителей Бутова. У нас на слушаниях в Ясенево приезжали жители Бутово, которые выступают тоже против строительства данной ветки по данному варианту. И мы не против этого метро, мы против ведения метро под заповедными участками Битцевского леса, что является нарушением законодательства. Закон есть закон. Нарушать его нельзя. Метро, оно важно, оно нужно, но лес, он тоже нужен нам, мы не можем жить без лесов в городе. Если сейчас везде все настроить, то у нас просто лесов не останется, и мы начнем задыхаться. Леса защищаются законом. Давайте соблюдать закон.
Макеева: Скажите, как вы сами полагаете, почему вот этот вариант, и не один, почему они не были приняты? Разве это так было сложно, прислушаться? Такое впечатление, что вот те, кто прокладывает новую ветку метро, они хотят специально как-то навредить Битцевскому лесу. Я далека от этой мысли, что вы думаете об этом?
Казнин: И разная стоимость может быть проекта.
Макеева: Возможно, в этом дело.
Кудрявцев: Да, все очень просто.
Киреева: Как раз про станции мы хотели…
Кудрявцев: Все очень просто - это самый кратчайший путь. Хотя им говорили, что нужно делать глубокое заложение, это примерно в два раза дороже, они выбрали самое мелкое заложение - глубина заложения от 2 до 20 метров от поверхности до верхушки тоннеля. То есть, просто был выбран самый кратчайший путь, самый дешевый, и ценность Битцевского леса разработчики проекта никак не учитывали. То есть, им нужно было самый дешевый вариант выбрать.
Киреева: Насколько я понимаю, там же не только собираются линию строить, еще собираются строить вот здесь дублер станции «Новоясеневской», пересадку, я так понимаю, и вроде бы как еще какую-то станцию, о которой пока в официальных источниках не говорят, но какая-то промежуточная станция ведь будет, правильно?
Кудрявцев: Нет, уже говорят. Уже сейчас подвели электроэнергию для строительства станции «Лесопарковая» вот здесь.
Киреева: То есть, электричество подведено вот сюда, для строительства?
Кудрявцев: И обоснований строительства этой станции на данный момент нет практически никаких. То есть, в проекте обоснования, что им нужен эвакуационный выход. Но сами специалисты говорят, что в этих случаях делают эвакуационную сбойку, что гораздо дешевле, а здесь делают полноценную станцию аж с двумя выходами. Это делается… Во-первых, у них в проекте записано, что здесь хотят очень крупный торговый центр построить. И, во-вторых, на сайте mirozdanie.com уже несколько лет висит проект строительства элитного жилья вот в этом месте Битцевского леса, в этом участке, где сейчас располагается заброшенная воинская часть. Мы считаем, что данный проект, почему именно такая трассировка, а не какая-нибудь альтернативная, что мы предлагали два года назад, именно потому, что они хотят здесь построить станцию метро, чтобы у них появилось обоснование, чтобы в дальнейшем осваивать вот этот вот участок Битцевского леса.
Киреева: Это ваше мнение, вашего общества?
Кудрявцев: Да. Но мы не выдумали, вот на mirozdanie.com зайдите, там много лет висит уже проект элитного жилья.