Россия недоедающая: почему 400 тысяч россиян живут на грани голода, а почти 9 миллионов недоедают
В России до сих пор остаются сотни тысяч человек, перед которыми каждый день встает вопрос о том, где достать еду. Об этом говорят не в благотворительных фондах или Росстате, а в ООН. Бедность и малоэффективная социальная политика государства заставляет россиян в прямом смысле искать пропитания. Подробнее о том, сколько людей в стране не могут обеспечить себе нормальный рацион, — в материале Дождя.
По данным ООН, в России около 400 тысяч человек живут на грани голода. А это три десятых процента от всего населения страны. Такие данные приводятся в докладе ЮНИСЕФ, который был опубликован в июле. В организации, которая входит в структуру ООН, предупреждают: менее половины процента населения России не могут обеспечить достаточный уровень питания.
Тем не менее, если верить данным ООН, Россия — один из мировых лидеров в области искоренения голода. В Восточной Европе только Польша имеет такую малую долю недоедающих граждан. А вот в Румынии или Болгарии с голодом сталкиваются около 3% населения, в Украине — 2,5%. Более того, количество необеспеченных нормальным количеством еды в России снизилось. Еще шесть лет назад на грани голода жили около одного миллиона граждан.
Гораздо тяжелее ситуация с россиянами, которые попадают в категорию умеренно уязвимых. Их в России почти 9 млн человек. По методологии ООН, они не пропускают ежедневные приемы пищи, однако могут позволить себе только самые дешевые продукты или вынуждены готовить небольшие порции. И качество их диеты оставляет желать лучшего.
Григорий Свердлин, директор организации «Ночлежка»: Мне кажется, что эти цифры в 400 тысяч — это очень сдержанная оценка. Я могу со своей стороны сказать, что, по оценкам экспертов, в России от полупроцента до процента населения являются бездомными, то есть мы говорим где-то про вилку от 700 тысяч человек до полутора миллионов человек. Плюс к тем людям, которые уже сейчас на улице, нужно, конечно, добавить тех людей, которые живут дома, но при этом испытывают большие сложности с едой. Например, на стоянке нашего ночного автобуса, то есть наших проектов петербургских и московских по раздаче еды, примерно треть людей, которые приходят на эти стоянки — это пенсионеры из окрестных домов, для которых эта еда просто существенная прибавка к рациону.
А вот данные о количестве людей, находящихся за гранью голода, Россия не передает в ЮНИСЕФ. Однако в прошлом году Москва направила в ООН доклад, в котором отчиталась о предельно низком уровне недоедания:
«В России в 2018 году зафиксирован низкий уровень распространенности недоедания среди населения старше 18 лет: показатель составил около 1,6%, в том числе 1,7% среди женщин и 1,4% среди мужчин».
При этом уже больше года в стране действует Доктрина продовольственной безопасности, которая была одобрена указом президента. В документе черным по белому написано, что голод в России должен быть искоренен:
«Органы исполнительной власти в соответствии с нормами международного права гарантируют права граждан на свободу от голода и полноценное питание на уровне физиологических норм питания».
Но полноценное питание за государственный счет едва ли получится достать, если у гражданина проблемы с документами. В первую очередь это касается бездомных. Вообще малоимущие в России могут рассчитывать на так называемые срочные социальные услуги. Но чтобы их получить, необходимо пройти через полный бюрократический цикл. Но даже этого может быть недостаточно. Ведь государственных продуктовых наборов ограниченное количество.
Евгений Гонтмахер, экономист, профессор ВШЭ: В России массового голода никакого нет, к счастью. Ну, есть, конечно, какие-то очень немногочисленные маргинальные семьи, их даже меньше, чем вот эти 400 тысяч, где, в силу каких-то причин, реально нет куска хлеба. Но это очень-очень мало. У нас вот эти 400 или, может, чуть побольше тысяч — это семьи, которые не могут себе позволить полноценное питание, это то, что называется недоедание.
Несмотря на программы помощи, не стоит ожидать, что в ближайшее время резко сократится количество российских семей, живущих на грани голода. По данным Росстата, больше половины домохозяйств с трудом могут оплатить базовые потребности своих членов. Не делает их положение легче и инфляция, которая приближается к 6,5%. Еще быстрее цены растут на продукты. Локдаун и потеря работы заставили людей искать помощь в благотворительных организациях.
Нобелевская премия мира в прошлом году досталась Продовольственной программе ООН. После начала пандемии ее специалисты предупреждали — мир ждет голод библейского масштаба. Апокалиптические прогнозы не сбылись. Но в 2020 году в число голодающих людей увеличилось на 160 млн, достигнув 750 млн человек.
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»