На Change.org собирают подписи за отставку Кадырова. А что-то удалось изменить в России через петиции? Да! Надпись на Ледовом дворце
Петиция Ильи Яшина за отставку Рамзана Кадырова уже собрала более 130 тысяч подписей. Но несмотря на растущую популярность этого обращения, многим очевидно, что требования оппозиционера выполнены не будут. И все же петиции в условиях, когда любой уличный протест, даже одиночные пикеты, запрещен, стали чуть ли не единственным способом выражения гражданской позиции в России. Но эффективен ли он? Тему изучал корреспондент Дождя Михаил Шевелев.
Петиция собрала 100 тысяч подписей меньше чем за сутки. Постоянно растет количество подписавшихся. И ожидаемо Кремль отреагировал, игнорируя общественное возмущение. «Там обезличенное голосование, которое может накручиваться ботами и так далее. Ну, соответствующим образом и относимся к этому», — сказал Дмитрий Песков.
Петицию Ильи Яшина за отставку Рамзана Кадырова на данный момент подписали уже больше 130 тысяч человек. Платформа Change.org и сам Яшин утверждают, что это один из самых популярных документов на сайте. Пресс-секретарь президента уже ясно дал понять, что поддержавшие требование уволить главу Чечни не добьются своей цели. Но бывают ли случаи, когда петиции все же помогают решить политические или социальные проблемы? На этот вопрос в эфире Дождя отвечал социолог и профессор Шанинки Григорий Юдин. Он объяснил, что такие методы эффективны, когда какой-нибудь начальник может это перехватить и использовать в собственных интересах, обычно это происходит на мелком уровне.
Таких примеров много. В 2017 году москвичка Ольга Сидельникова на сайте госзакупок обнаружила проект благоустройства небольшого Воронцовского парка на юго-западе столицы. Опасаясь вырубки большей части зеленого массива, Ольга создала страницы в соцсетях и начала агитировать жителей своего района выступить против строительных работ в парке. Сидельникова рассказала, что ее петиция собрала около 15 тысяч голосов и им удалось отбиться от проекта благоустройства парка. Она отметила, что петиция — это инструмент, а чтобы добиться каких-либо результатов в таких вопросах, нужно вести кампанию, которая очень похожа на предвыборную.
Во время первого локдауна, весной 2020 года, бывший сотрудник министерства финансов Даниил Махницкий запустил общественную кампанию в поддержку малого и среднего бизнеса. Он создал интерактивную карту «терпящего бедствие бизнеса» и запустил петицию с требованием обнулить налоги для малого и среднего бизнеса на время кризиса. Однако Даниил, как и Ольга Сидельникова говорит, что обращение на сайте Change.org — лишь часть общественной кампании. Однако он отметил, что несмотря на то, что малый и средний бизнес на время освободили от налогов, российские власти не признают, что причиной этого была петиция.
Еще в 2012 году на Петербургском экономическом форуме Владимир Путин гордо заявил, что россияне смогут чуть ли не сами писать законы. Он отметил, что россияне смогут стать участниками законотворческого процесса и смогут выступать с законодательными инициативами. Если инициатива наберет 100 тысяч подписей в интернете, то она будет внесена на рассмотрение в парламент, говорил Путин.
После этого выступления был создан сайт «Российская общественная инициатива». За девять лет его существования государственными органами разного уровня были рассмотрены всего 40 инициатив, поданных пользователями сайта, ровно половину из них приняли. Правда, большинство из этих петиций касаются исключительно локальных проблем.
Например, одна из сработавших инициатив звучит так: «Изменить надпись на фасаде Ледового дворца в Ухте с надписи „Ледовый дворец“ на надпись: „Ледовый дворец имени Сергея Алексеевича Капустина“». Поскольку это муниципальный вопрос, для рассмотрения петиции необходимо было 4,5 тысячи голосов. Однако хватило и двух подписавшихся человек. Надпись на Ледовом дворце в Ухте действительно изменили.
Но чуть более важные вопросы при помощи сайта «Российская общественная инициатива» решить не получается. Во время первого локдауна политик Алексей Навальный предложил антикризисную программу «Пять шагов для России». Ее суть — на время локдауна отменить плату за ЖКХ, выплатить по 20 тысяч рублей всем совершеннолетним гражданам России и по 10 тысяч за каждого ребенка. Навальный предлагал подписать петицию, раз митинги во время локдауна проводить невозможно.
100 тысяч подписалось под петицией Навального меньше чем за сутки. Поэтому в Госдуме была создана экспертная рабочая группа федерального уровня. Больше месяца она, видимо, изучала предложения Навального, а потом приняла неожиданное решение: «Признать нецелесообразной разработку проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию общественной инициативы».
Сам Илья Яшин в эфире Дождя отмечал, что помимо прочего этой петицией он хочет показать, что сотни тысяч россиян готовы обсуждать тему Чечни и говорить, что их не устраивают действия Рамзана Кадырова.