Оплатить проезд лицом: внедрят ли везде систему распознавания лиц и как жить под колпаком
Крупнейший пригородный перевозчик России — «Центральная пригородная пассажирская компания» — объявил конкурс на разработку системы оплаты проезда с использованием технологии распознавания лиц. Система будет состоять из снимающих пассажиров камер, серверов и программного обеспечения, связанным с кассами и турникетами. За создание такой системы готовы заплатить 41 млн рублей. Все ради удобства пассажиров и увеличения пропускной способности, уверяют в компании — правда, биометрическая система оплаты за проезд пока введена только в авторитарном Китае. Попадем ли мы теперь все под всевидящее око, разбиралась Соня Гройсман.
Летом 2017 года Григорий Бакунов из «Яндекса» хотел запустить сервис, который создаст макияж, чтобы избежать слежки. Поможет ли это избежать платы за проезд в мире будущего, неизвестно. Вообще, идея внедрить технологией распознавания лиц для оплаты метро и электричек не новая. Минтранс и Минстрой давно предлагают вместо билетов использовать в транспорте собственное лицо, как в Китае.
Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ: «Очевидно, что из-за необходимости использовать карточки, время посадки пассажиров затягивается. А алгоритм распознавания лиц работает так: пассажир заходит в метро или автобус, программа его распознает и списывает за проезд деньги с банковского счета».
Чиновники с гордостью ссылаются на китайский опыт. При том, что в целом камер видеонаблюдения в Москве больше, чем в Гонконге или в Пекине. Всего в городе работают более 167 тысяч камер, а в прошлом месяце Сергей Собянин пообещал установить еще семь тысяч. Вот уже два года система распознавания лиц работает на улицах и подъездах.
А год назад подобную запустили на нескольких станциях московского метро. Московские власти пока называют это пилотным проектом, но мэр уже признал его успешным.
Правда, то, как люди попадают в эти базы — большой вопрос. Вот пример. В августе активист «Другой России» и нацбол Михаил Аксель возвращался с концерта, его остановили — «система опознала его как уголовного преступника».
Михаил Аксель, член исполкома партии «Другая Россия»: «Я спустился на станции метро „Спортивная“, и когда уже спустился, сотруднику полиции, который находился на станции, пришло оповещение на гаджет. То есть это либо отдельный гаджет, либо телефон. Он меня остановил, попросил документы. Я спросил, на каком основании. Он ответил, что я нахожусь в базе уголовного федерального розыска. Я удивился, несмотря на то, что ранее я сталкивался со всевозможными преследованиями, я был удивлен, в чем проблема. Он сказал, что меня распознала камера. Мы прошли в опорник, там он начал пробивать меня по базе. Выяснилось, что меня внес в базу некий оперативный сотрудник Михаил, сотрудник центра по противодействию экстремизму. Как мне объяснили, внести в базу может вообще любой сотрудник МВД. То есть, если вы поссорились с кем-то из правоохранительных органов, он может просто превратить вашу жизнь в ад, вас будут останавливать на каждой станции метро».
То есть, для слежки за оппозиционером хватило галочки от сотрудника Центра «Э», без уголовного или административного дела. Алгоритм, который опознал Акселя, разработала компания «Видеотэк», их алгоритм распознавания лиц работает, к примеру, в аэропорту Домодедово и в числе других тестируется в метро.
Но самый известный игрок на этом рынке, любимец московской мэрии — компания NtechLAB, это они создали культовое приложение FindFace. А теперь применяют свои алгоритмы только на благо бизнеса и государства. Эта компания уже создала для МВД мобильную систему идентификации участников митингов. Они же на прошлой неделе объявили о разработке технологии распознавания лиц для торговых центров. Ритейлеры получат информацию о том, как часто мы ходим в магазин, какого мы возраста, какие эмоции испытываем, делая покупки.
Но самое мощное их изобретение впереди — в октябре компания обещает показать специальные очки с распознаванием лиц для московской полиции. Дополненная реальность и тотальная деанонимизация. Все это будет отслеживать перемещения каждого из нас буквально от подъезда до подъезда и, при желании оператора, записывать все это в файл. Главный вопрос, как эти данные будут использованы.