«Мы ожидали такой реакции»: режиссер Алексей Смирнов о сериале про жизнь московской элиты «Садовое кольцо»
Все, что вы хотели о себе спросить, но боялись узнать. Закончилась первая неделя сериала «Садовое кольцо» о жизни московской элиты. Крутые лофты, силиконовые губы, нежные голоса психиатров, которыми все научились говорить. Все, что модно: домашнее насилие, торговля биполярным синдромом, серые схемы в бизнесе, лицемерие и умение вовремя оскорбляться, а также последствия тренингов по манипулированию близкими. И острая сатира на «элиточку». Многих узнавших себя этот сериал вывел из зоны комфорта, что собственно и планировалось Валерием Тодоровским, продюсером фильма, который всегда умел считывать дух времени в «Стилягах», «Оттепели» и «Оптимистах». На связи со студией Дождя режиссер фильма Алексей Смирнов.
В соцсетях пишут дамы из московского света: «Бездарный сценарий!», «Фильм „Нелюбовь“ для идиотов», «Миронова откровенно переигрывает, не ожидала от неё». В общем, отзывов много, сеть раскололась, как со «Спящими». Значит, попали в точку.
Алексей, здравствуйте! Вы ожидали такой реакции? И вообще много узнаваемых образов, правда?
Здравствуйте! Мы, конечно же, ожидали такой реакции с самого начала. Нам было понятно, что история скандальная, довольно жесткая и довольно откровенная. И действительно, было совершенно очевидно, что не каждому хватит духа в этой истории узнать себя. Вот, а в смысле узнаваемых образов ― спасибо, надеюсь.
Скажите, пожалуйста, долго ли вы учили Машу Миронову играть вот эту расслабленную блондинку, которая на самом деле оказывается жуткой стервой, интриганкой и всё остальное, вот это современное вот это всё, как у нас модно?
Я могу сказать так: я совершенно не вижу никакой стервы и манипуляторши в Маше Мироновой, в этой роли, я имею в виду. Мне кажется, что, наоборот, персонажу Вере этого недостает. Вот, а что касается дуры, да, это было довольно непросто, потому что Маша всё-таки привыкла играть абсолютно другие роли, и, конечно, какое-то время пришлось поискать. Но я очень доволен тем, что произошло, когда она себя отпустила в достаточной степени. Мне кажется, она справилась с тем, чтобы в первых сериях предстать перед нами идиоткой вполне убедительно.
Скажите, пожалуйста, Алексей, а вот сценарий сам? У меня такое ощущение, что и вы, и, может быть, сценаристка этого фильма, провели очень много времени в московских, что называется, модных гостиных и салонах, чтобы увидеть не только вот эту поверхностную сторону жизни, отмеченную часто в социальных сетях в основном, такое инстаграм-кино у вас, с одной стороны, получилось. С другой стороны, вот эту темную сторону ― собственно, а чем зарабатывают мужья этих замечательных женщин, а с какими людьми они связаны в то время, когда они фотографируются на пляжах?
Мне кажется, что это такое было очень глубокое проникновение. Вы по каким источникам, собственно, это всё писали, снимали, раскадровывали?
Слушайте, что касается текста, это, конечно, заслуга, безусловно, Анны Козловой, которая отдала этому, мне кажется, огромные силы и которая много чего повидала. Это лучше спросить её.
В смысле, чем вдохновлялись, ― об этом много говорил Тодоровский, потому что вообще не надо далеко ходить, можно просто открыть фейсбук, где вот люди пишут различные комментарии в данный момент на «Садовое кольцо» вроде того, что написали вы, и посмотреть. Тодоровскому эта идея вообще пришла, насколько я помню, после того, как во время наводнения кто-то писал: «Какая катастрофа! Моя маникюрщица сегодня не работает!».
Так или иначе, со своей стороны я могу сказать, что я сложно себе представляю человека, который в Москве ни разу бы не сталкивался с такими людьми и с ними не разговаривал, кем бы он ни был, потому что на самом деле их совсем не так мало. Мне кажется, что они довольно, во всяком случае, запоминающиеся типы.
Предыдущий сериал Тодоровского как продюсера, запомнившийся нам всем, конечно, «Оптимисты», про вот это хрущевское странное поколение, которое хотело построить социализм с человеческим лицом, авантюрное, переворачивавшее мир.
Замечательный фильм.
Разведка вообще тогда была самая сильная в России за послевоенное время, как раз при Хрущеве, как ни странно. И вот эти горящие глаза. А этот фильм про усталых лицемеров, которым надоели даже свои собственные ногти. Правильно я понял главную идею?
Нет, я думаю, что, собственно, единственное, что, наверно, было бы уместно сейчас сказать всем зрителям, которые эту историю смотрят, ― что сериал в серьезном современном смысле ― это прежде всего романная форма, в отличие от полнометражного кино. Поэтому не стоит, мне кажется, делать глубоко идущие выводы, посмотрев половину.
Эта история имеет начало и имеет конец, и те вещи, которые сейчас могут показаться в ней (во всяком случае, мне так это представляется) недосказанными ли, фальшивыми ли, наивными ли, безусловно, сделаны такими умышленно для того, чтобы привести нас к финалу, да, о котором я не могу подробно рассказывать, естественно, чтобы не спойлерить. Но могу сказать, что если говорить глобально, то это очень понятная и очень распространенная история у людей совершенно всех классов и сословий современных, как мне кажется, ― идея о вытеснении из своего сознания того, что представляется тебе некомфортным, что выпадает из зоны комфорта.
Алексей, у меня последний вопрос. В фильме играет Авдотья Смирнова, ваша мама. Легко ли было ей режиссировать?
Было бы, во-первых, мило, если бы Авдотья была моей мамой. Она моя сестра.
Сестра!
Да, представляете?
Разногласия тут есть. Легко ли это было?
Довольно легко. Она человек вполне профессиональный и всецело отомстила мне за всю мою режиссуру фильмом «История моего назначения», где уже играю я.
Отлично. Это такой вот был семейный подряд.
Фото: Кадр видео Первого канала