«Мужика не надо было к автомату приделывать»: что не так с памятником Калашникову? Разбор Марата Гельмана

19/09/2017 - 12:40 (по МСК) Григорий Алексанян
Поддержать ДО ДЬ

В Москве в сквере на пересечении улиц Садовая Каретная и Долгоруковская был открыт памятник Михаилу Калашникову. Автор памятника, скульптор Щербаков, сообщил, что «попытался отразить в памятнике тему вечного противостояния добра и зла». Она решена, в частности, через образ Архистратига архангела Михаила (день его памяти отмечается 19 сентября, к чему и был приурочен профессиональный праздник оружейников, учрежденный в 2011 году), небесного покровителя Михаила Калашникова. «Мы показываем, в чем участвовал Калашников: копье Михаила Архангела — это символ оружия, которое борется против мирового зла», —  сказал скульптор.

Галерист Марат Гельман провел культурологический разбор и объяснил, почему памятник Калашникову отражает ретроградство и непонимание современных тенденций.

«В принципе, можно было оставить один автомат, необязательно было бы мужика к нему приделывать», — сказал Гельман, подчеркнув, что автомат сам по себе завершен и красив. «Этот автомат имеет эстетику, и он подчеркивает, что все остальное, в том числе архангел на заднем плане, это все пошлость», — сказал он. 

Он обратил внимание на то, что оружие само по себе испокон веков рассматривалось как отдельное произведение искусства и конкурировало с привычными его формами. Установленный памятник Калашникову, по словам Гельмана, продолжает советскую традицию устанавливать памятники прошлому и умершим, героям, ушедшим в небытие. Отсюда взаимодействие с городской средой, построенной по такому принципу, напоминает, по его мнению, «прогулку по кладбищу». Консервативен оказался не только выбор формы для памятника, но и самого материала: «Хочу сказать, что бронза — это очень архаичный материал, и вот эта вся работа с бронзой, с этой эстетикой, она показывает, что мы стремимся в прошлое», — отметил Гельман. Он добавил: «Я бы вообще забыл о литье, о бронзе, потому что она отсылает к дурным вещам».

Потворствует такой антиэстетике и законодательство Москвы, отметил Гельман: «Ты можешь либо увековечить чью-то память, либо сделать что-то к юбилею, но просто поставить скульптуру ты не можешь».

По его словам, памятник Калашникову, как и памятник князю Владимиру, вторичен. «Понятно, что они унылые, убогие, повторяющиеся. Вот человек с крестом от Щербакова, вот человек с автоматом от Щербакова...», — сказал он. 

Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости 

Другие выпуски