Тайная вечеря Крымова и блудный сын как спецназовец в Сирии. Что русские привезли на биеннале в Венеции

13/05/2019 - 22:06 (по МСК) Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

Впервые на Венецианскую биеннале, чей девиз в этом году «не дай вам бог жить в эпоху перемен», приехали сразу три российских государственных музея. Кто, как не русские, знают, каково это — жить в эпоху перемен. Между тем, Музеи на биеннале — это парадокс, ведь в венецианском конкурсе показывают самое актуальное современное искусство, которое еще не успели канонизировать как великое. Более того, впервые российский павильон тоже курирует музей — это Эрмитаж. 

Главным художником национального проекта директор Эрмитажа Пиотровский выбрал режиссера Сокурова, который сделал оммаж Рембрандту и его «Возвращению блудного сына». Видимо, ход мыслей был таким: Сокуров — мастер, проверенный большими международными кинофестивалями, значит, и на международной биеннале должен понравится.

Отец и блудный сын у Сокурова обретают объем в слепках студентов петербуржской академии художеств. Комиссар павильона Семен Михайловский как раз ей и руководит. На видеоарте Сокурова текут реки крови, к Христу Крамского подбираются шахиды, из всего следует — блудный сын возвращается с войны. Зрителям объясняют, что это сирийская кампания. По-видимому, блудный сын — ни меньше, чем российский спецназовец.

Также петербургский театральный художник Шишкин-Хокусай из фанеры и картона собрал свой балаган — это марионеточный ад, куда, видимо, попадают герои Рембрандта, вернувшись с войны в Сирии. Третьяковская галерея, в свою очередь, привезла персональную выставку Гелия Коржева, который тоже когда-то выставлялся в отечественном павильоне, как передовик советского искусства, в 1962 году. Сейчас творчество Коржева переосмыслили, и в Третьяковке смело называют отечественным Люсьеном Фройдом.

Государственный музей имени Пушкина и Stella Art Foundation пошли другим путем. Они открыли выставку в церкви Сан Фантин, или — «Доброй смерти», когда-то в ней причащали обреченных. Выглядит это исключительно смело, ведь России никакие выставки в храмах невозможны. В Венеции же курия приветствует современное искусство.

Свой проект Пушкинский и Stella Art Foundation посвятили Тинторетто — в этом году этому ренессанскому гению 500 лет. В Сан Фантин висит только одна его вещь —  «Происхождение любви» из семьи антикваров Скарпо. На стенах и в плафоне на потолке видеоарт Гарри Хилла, Ирины Наховой и Дмитрия Крымова. Крымов разбирает «Тайную вечерю» Тинторетто. Его студенты из ГИТИСа, как рабочие сцены, демонтируют картину, оставляя только Христа. Его играет актер Анатолий Белый. Свой разговор с высшими силами он в финале ведет по мобильному телефону

На вернисаже, а вернисажи в храмах Венеции в эти майские дни — обычное дело, обошлись без «Апероля» и просекко преломляли хлеб и пили красное вино, что усиливало сакральный эффект. В Москве выставку собираются повторить.

Фото: Russian Pavilion — La Biennale di Venezia / FB

Другие выпуски