Вакансия для одной. Почему никто не хочет быть главой Мосгорсуда
Конкурс на должность председателя столичного суда, объявленный в апреле, не состоялся из-за отсутствия кандидатов. Накануне конкурс был объявлен повторно, документы принимаются по начала июля. Действующим председателем Мосгорсуда является Ольга Егорова, она работает там уже почти 32 года, а возглавляет его 20 лет. Но почему она не претендовала на вакансию во время первого раунда и претендует ли сейчас? Разбирался Антон Баев.
Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова: В связи с изменением и судебной реформой у председателя Московского городского суда нет теперь никаких полномочий. Я лишена возможности и вносить представления о прекращении полномочий в отношении судей. То есть я стала просто старшей судьей Мосгорсуда.
Возможно, поэтому Ольга Егорова, глава Мосгорсуда, не хочет идти на третий срок. В октябре ее полномочия закончатся — а нового главу пока не нашли. И найдут ли вообще?
Кажется, что и правда, ответить на этот вопрос может только сама Егорова. Когда ее назначили на должность в 2008 и 2014 годах, соперников не нашлось. И сейчас другие кандидаты не торопятся подавать свои заявки на объявленный конкурс.
Почему кресло главы Мосгорсуда такое важное? В столице огромное количество политических дел, и назначение тех или иных судей на них — ключевой ресурс. Менять председателя на переправе, в разгар пандемии и перед голосованием по Конституции, никто не будет.
Член Совета по правам человека Леонид Никитинский: В результате фальсификации на улицы могут выйти люди, молодежь, это произойдет прежде всего в Москве. И тут условный Путин хочет иметь достаточно послушный инструмент в виде судов.
При этом у председателя остаются и негласные функции. О них, например, почти десять лет назад рассказала пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева. В интервью она рассказала о давлении на судью Виктора Данилкина во время оглашения приговора по делу ЮКОСа.
Пресс-секретарь Хамовнического суда Наталья Васильева: Приговор был привезен из Мосгорсуда, я это абсолютно точно знаю. То есть эти судьи выражают свое мнение примерно одинаково. Все говорят о том, что тебя вызывают в Мосгорсуд — и говорят, предлагают сделать то-то, то-то, и объясняют, подумай о себе и своей семье, о своей карьере.
Дело ЮКОСа не единственное громкое дело, в котором за 20 лет поучаствовала Ольга Егорова. В основном, конечно, негласно. Дело Магнитского, дело против Владимира Гусинского, дело «Трех китов» и многие другие — нигде решения Егоровой не противоречили «линии партии».
Илья Новиков, адвокат: Дела такого рода, по которым позиция администрации президента совершенно однозначная и ясная, мы уже разучились иметь какие-то иллюзии о том, как себя поведет Московский городской суд и подчиненные ему суды. Я не помню ни одного случая, чтобы Егорова или ее ближайшие сотрудники вмешивались и принимали решение, которое явно расходилось бы с тем, что мы от них ожидали по такого рода делам.
Сама Егорова свое будущее не комментирует — то ли не решила еще, то ли держит интригу. Источники Дождя предполагают, что идет негласный торг за административное влияние. Несмотря на это, даже замена главы суда не изменит состояние судебной системы столицы — от нее мало что осталось.
Алхас Абгаджава, адвокат: Совершенно не стесняется того, что считает суд частью репрессивной машины, частью правоохранительной системы именно по привлечению к уголовной ответственности и по вынесению обвинительных приговоров. Когда у нее было полномочие быть еще одной инстанцией, то есть, пройдя апелляцию и кассацию, можно было еще подать жалобу на имя председателя Мосгорсуда, и она ее там должна была рассмотреть. Ни одна жалоба никогда не была рассмотрена по существу.
Конкурс продлится еще месяц, как раз до окончания голосования по поправкам в Конституцию 1 июля. Внесет ли свою кандидатуру Егорова, пока вопрос. Ведь она может и на повышение пойти — в Верховный суд. Возможно, летняя кампания окажется своего рода проверкой лояльности госпожи Егоровой.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.
Фото: ITAR-TASS