«Моргенштерна решили посадить на поводок»: Артемий Троицкий — об отъезде рэпера и его новом клипе

10/12/2021 - 19:06 (по МСК) Маргарита Лютова
Поддержать ДО ДЬ

Рэпер Моргенштерн выпустил клип на песню «Домой». В ней звучат первые комментарии музыканта по поводу отъезда из России, а также ответ на обвинение главы СК Александра Бастрыкина в том, что рэпер якобы «торгует наркотиками в соцсетях». Клип начинается с телевизионного репортажа о том, как Моргенштерн с супругой выехали на поезде в Беларусь, а оттуда улетели в Арабские Эмираты. Об этом СМИ подробно рассказывали на следующий день после того, как Бастрыкин раскритиковал рэпера. Сам Моргенштерн считает новость о своем отъезде даже более громкой, чем выход альбома рэпера Оксимирона. Главная же строчка нового трека: «Вы можете забрать мой бизнес, но не мой хэппинэс». Кстати, на обвинения Бастрыкина Моргенштерн в песне говорит, что торгует в интернете только своим лицом. Обсудили новость с музыкальным критиком Артемием Троицким. 

С нами на связи Артемий Троицкий, музыкальный критик, с которым я бы хотела поговорить не только конкретно о музыке, то есть о песнях Моргенштерна, но вообще о таком явлении Моргенштерна, который за этот год, вероятно, отчасти благодаря своим каким-то где-то нечаянным, где-то умышленно громким заявлениям стал политическим таким явлением, социальным. То есть, в общем, он оказался в противостоянии с государством.

Артемий, спасибо, что вы к нам присоединяетесь! Как вы думаете, это было как-то предсказуемо, что такой рэпер встанет в противостояние с государством? И как дальше это социально-политическое явление может развиваться?

Здравствуйте, Рита! Всем привет! Я думаю, что история с Моргенштерном к политике имеет самое опосредованное отношение. Если бы на его месте были также фигурировавшие в последнее время в сводках новостей Оксимирон или Noize MC…

Или FACE, например, который жаловался на отмену концертов.

То да, это была бы политическая история. С Моргенштерном история более своеобразная, то есть он, несомненно, беспокоит наши власти, но беспокоит по довольно специфическим причинам. Причина номер один заключается в том, что он действительно очень популярен, он очень влиятелен, причем популярен и влиятелен в той среде, на которую власти имеют минимальное влияние. Я имею в виду подростков, тиктокеров и прочих, значит, этих вот людей совсем молодых и неохваченных традиционной пропагандой.

Да, не просто неохваченных, а пропаганда вообще, мне кажется, не понимает, что с ними делать, что у них там в головах происходит.

Да, это причина номер два. Моргенштерн абсолютно непонятен, он непонятен не только власти, он непонятен в том числе и нормальным людям, в том числе и неглупым людям, скажем, мне, да, но принадлежащим к совершенно иному поколению. Когда стала разворачиваться вся эта история, я впервые послушал записи и посмотрел видеоклипы Моргенштерна. Я могу честно сказать, мне 66 лет, я думаю, что я примерно ровесник Бастрыкина и всей этой компании, я могу честно сказать, что я почти ничего не понял в песнях Моргенштерна.

Артемий, я вас очень понимаю! Мне примерно вдвое меньше лет, чем вам, и я тоже совершенно как-то не могу проникнуться, не то что даже проникнуться, да, а правда разобрать все, что происходит там, в этих песнях.

Да. Но притом что, скажем, песни Noize MC я понимаю на сто процентов, песни Оксимирона я понимаю где-то процентов на восемьдесят пять ― девяносто, песни Моргенштерна я просто не понимаю. То есть, с одной стороны, сленг, с другой стороны, значит, какая-то просто нечленораздельная речь, естественно, какие-то словечки, какой-то жаргон, то ли рэперский, то ли наркоманский, не знаю. То есть я реально не понимаю его песен. Могу сказать, что эта его новая песенка, которую я только сегодня послушал, ― это первое сочинение, первая запись Моргенштерна, которую я, в общем-то, более или менее от начала до конца понял.

Да, там такое повествование, в общем-то, более или менее понятно, что происходит с героем.

Да, в принципе, это самая попсовая его песня и самая доступная для, скажем так, нормального обывателя.

Чтобы Бастрыкин понял, видимо.

Да-да-да, скорее всего, она специально сделана с расчетом на то, чтобы ее прослушали в нужных кабинетах и сделали выводы.

И третья причина, самая экзотическая, может быть, касающаяся Моргенштерна, состоит в том, что Моргенштерн находится вне зоны контроля российских, скажем так, правителей культуры и вообще гуманитарной сферы.

А почему вы так считаете? Как-то у нас на каждого может обрушиться контроль правоохранителей.

Нет, правоохранители ― это из серии «против лома нет приема». Я говорю о тех инструментах, которые управляют массовой культурой в Российской Федерации. Этих инструментов ровно два. Первый ― это теле- и радиоэфиры, на которых сидит, естественно, вся российская попса, значительное количество шансона, немножко рока и рэпа. Теле- и радиоэфиры, собственно, пропагандируют и создают спрос на данных артистов. Если бы не было телеящика, можете быть уверены, что Николая Баскова, Дениса Майданова, Олега Газманова, какой-то там Лободы всевозможной ― этого бы вообще не было. Все эти артисты популярны, известны и имеют спрос исключительно благодаря зомбоящику.

А инструмент номер два ― это корпоративы, то есть и до пандемии все вот эти попсовые артисты, а также большое количество и шансонье, и рокеров даже в том числе и так далее, публичные концерты не давали им и десятой части их дохода. В основном все доходы шли от корпоративов.

Причем корпоративов, видимо, крупных госкомпаний, где больше всего денег.

И крупных, и мелких. Корпоративы эти также государством более или менее контролируются по простейшей причине. Для чего устраиваются корпоративы? В меньшей степени для сотрудников госкомпаний, банков, концернов, заводов, фабрик и так далее. В большей степени для того, чтобы пригласить на этот корпоратив Ивана Ивановича из ФСБ, Петра Петровича из министерства такого-то, Лидию Ивановну из еще какого-то важного надзорного или финансового ведомства и так далее. Естественно, на такие корпоративы можно приглашать артистов только проверенных.

Что касается Моргенштерна, с одной стороны, ему явно нет дороги на российское телевидение и радио в силу матерного содержания песен, чего он не избежал, кстати, даже в этой своей новой песенке, есть там…

Да, там хватает.

Это с одной стороны. С другой стороны, тем людям, которые в России ходят на корпоративы, то есть все это начальство, какие-то менеджеры, топ-менеджеры и так далее, им рэпер Моргенштерн, точно так же как мне или вам, Рита, абсолютно непонятен. То есть на корпоративах, я думаю, Моргенштерн, по крайней мере, до последнего времени, скорее всего, я не обладаю какой-то такой четкой информацией на эту тему, но, скорее всего, Моргенштерн на корпоративах не был востребован. То есть его доходы идут откуда-то от YouTube, TikTok, каких-то еще социальных сетей.

Рекламные контракты.

В том числе. Но вот это, кстати, самая уязвимая часть. Но тем не менее, в общем-то, доходы Моргенштерну поступают не за счет государства. Поэтому он государством не контролируем.

То есть он сам по себе.

И, собственно говоря, поэтому его и решили прихватить, его решили перевоспитать, его решили посадить на поводок.

А он вроде как не сажается на этот поводок. Спасибо большое!

Фото на превью: Morgen_shtern / Instagram

Также по теме
    Другие выпуски