Прошедшие в Молдавии выборы, на которых победила социалистическая партия, не привлекли бы такого винимания. если бы не два обстоятельства. Партией социалистов, которая получила 34 места в парламенте, руководит президент Игорь Додон, имеющий номинальные полномочия и считающийся пророссийским — он был из тех немногих лидеров, которые представляли свои страны на параде Победы 9 мая 2017 года в Москве. Проиграли же противники евроинтеграции Молдавии. Второе обстоятельство — 22 февраля, накануне выборов, МВД России официально обвинило лидера правившей до выборов партии Владимира Плахотнюка в выводе 34 миллиардов рублей из России. Молдавский ландромат — до сих пор важнейшая тема в стране. Москву обвиняют во вмешательстве в выборы, но есть более странные вещи. 21 февраля Додон заявил о готовящемся на него покушении, а после ТАСС распространил новость о том, что кортеж Додона протаранил некий автомобиль, жертв нет. Подробнее — Богдан Бакалейко.
Жители Молдавии говорят о том, что их «жизнь застряла где-то посередине» и хочется изменений, хотя они в них и не верят. Изменений по итогам парламентских выборов в Молдавии немного. Прокремлевские социалисты Игоря Додона, как и в прошлый раз, заняли первое место. Но реальным победителем снова называют Владимира Плахотнюка, председателя демократической партии.
Илья Барабанов, специальный корреспондент BBC: Владимир Плахотнюк — это сейчас человек номер один в Молдове. И додоновские социалисты очень часто подыгрывали ему в каких-то принципиальных вопросах. К сожалению, судя по всему, все указывает на то, что вряд ли как-то изменится вектор политический Молдовы. Люди, которые контролировали все в республике несколько лет, и продолжат находиться у власти.
В молдавском парламенте 101 место. Ровно треть получают социалисты — чуть меньше у демократов и оппозиционного блока ACUM, который возглавляют Майя Санде и Андрей Нэстасе. Семь мест досталось партии-олигарху и супругу российской певицы Жасмин Илану Шору. Еще три — независимых депутата. Но такой расклад сил сложно назвать итоговым. Законодательство Молдавии позволяет депутатам менять фракцию, оставаясь в парламенте. Четыре года назад этим воспользовался Владимир Плахотнюк.
Илья Барабанов, специальный корреспондент BBC: В 14-м году демократы получили по итогам выборов 19 мандатов, очень быстро была уничтожена и развалена коммунистическая партия Воронина. Потом докупали и из числа либерал-демократов, и из числа социалистов. К концу созыва парламента демократы контролировали порядка 48 депутатских мест — вполне не исключено, что сейчас повторится тот же сценарий.
Тогда партию Плахотнюка открыто обвиняли в подкупе парламентариев. Сейчас на открытую коалицию, кажется, опять никто не готов. Поэтому лидер демократов снова готов на переговоры.
Владимир Плахотнюк, председатель партии ПДМ: Мы ни на кого не обижены. Нет политиков, с которыми мы не могли бы дискутировать. У нас нет тем, на которые мы отказываемся говорить. Мы не ставим условий, но мы и не принимаем никаких условий. Мы просто хотим работать для страны и выполнять свои обещания.
Поэтому сейчас главная интрига — получится ли Плахотнюку переманить депутатов из других фракций. ACUM, несмотря на схожие западные ценности, открыто критикуют нынешнюю — то есть демократическую власть. Перед выборами лидеры ACUM заявили, что нынешний режим их пытался отравить ртутью.
Майя Санду, сопредседатель блока ACUM: То, что мы сейчас наблюдаем, является чистым доказательством того, что Молдова впадает в путинскую диктатуру во главе с Плахотнюком и Игорем Додоном. Их спутники виновны в этом чрезвычайно драматическом процессе.
Политологи не исключают и объединение Додона с оппозиционным блоком ACUM. Но в такое сейчас сложно поверить. А вот партия «Шор» скорее всего станет частью демократов.
Илья Барабанов, специальный корреспондент BBC: Под ударом скорее не партия «Шор», а сам Шор, который проходит по делу о хищении миллиарда из молдавских банков. В отношении него вынесет приговор, и он в любой момент может оказаться за решеткой. Его интерес помочь Плахотнюку очевиден. Пока Шор помогает Плахотнюку, Шор не сядет в тюрьму.
Не обошлось на этих выборах и без скандалов. В российском МВД заявили, что Плахотнюк вывел из России 37 млрд рублей. В Молдавии сразу же сообщили о русском вмешательстве в выборы. Но сказать, что такой информационный вброс как-то навредил лидеру демократов, сложно. Другой скандал возник в непризнанном Приднестровье, где живет примерно 30 тысяч граждан Молдавии. Их якобы автобусами свозили на участки и за $20 предлагали голосовать за демократов или социалистов.
Илья Барабанов, специальный корреспондент BBC: На выборах в Молдавии проголосовало полтора миллиона человек. А этих приднестровских голосов — это 30 тысяч. Да, это много в рамках округа одномандатного. Но в национальном масштабе — это может добавить совсем немного.
Молдова остается самой бедной европейской страной, хотя назвать ее европейской вообще сложно — скорее, она живет по примеру России, только без нефти и газа. На экспорт идут овощи и фрукты, на которых много не заработать. Средняя зарплата в стране — 330 евро. Весь бизнес принадлежит нескольким олигархам. Население Молдавии — примерно 3,5 млн человек, но половина из них живет за пределами страны, остаются в основном старики. На первый взгляд кажется, что в Молдавии проходит бурная политическая жизнь, но на самом деле политики не стесняются менять своих взглядов даже во время одного парламентского срока.
Илья Барабанов, специальный корреспондент BBC: Партия социалистов во главе с Додоном продает Москве пророссийскость. При этом внутри стране они уступают коалиции Плахотнюка. Демократы Плахотнюка продают свою борьбу с русскими танками, которые скоро приедут в Кишинев. В России на Плахотнюка заводят уголовные дела в России, но при этом именно его медиахолдинг продолжает владеть правами на ретрансляцию «Первого канала» в Молдове. То есть одна рука борется с Кремлем, а другая на этом Кремле неплохо зарабатывает.
Фото: АР