В Петербурге началась настоящая кампания против местного отделения штаба Алексея Навального: на фасаде здания организации появилась надпись «Штаб педофилов», а в выходные рядом со штабом прошел пикет в том числе под лозунгом «Навальный защищает извращенцев». Евгения Зобнина разбиралась, кто стоит за обвинениями в адрес сторонников политика.
Активист Дмитрий Мякшин: Есть черный пиар, есть белый пиар. И разные пиары влияют по-разному на судьбы людей.
Жертва черного пиара Дмитрий Мякшин пытается сохранить лицо, несмотря на сливы и проклятия бывших соратников. Мякшин — бывший волонтер петербургского штаба Навального, но теперь он по другую сторону баррикад. И, возможно, для него это работа.
12 июня 2017 года на Марсовом поле прошел большой митинг против коррупции. На тот момент выпускник школы Мякшин пришел на акцию по приглашению Навального, громко кричал, а в конце залез на монумент. Дальше за ним погнались полицейские, Дмитрий спрыгнул и приземлился на сотрудника полиции — так началось его уголовное дело о насилии в отношении представителя власти. Обвинение настаивало, что Мякшин поднялся и ударил полицейского в челюсть, выбил ему зуб, а потом еще и сбежал.
Пока шли суды, Мякшин ходил в штаб Навального, а активисты вставали за него с пикетами. Но уже спустя полгода Дмитрия увидели на акциях прокремлевской «Молодой Гвардии». Мякшин вскоре объяснился: в Навальном разочарован, ищет себя в политике. В ряды молодых единороссов он так и не вступил, зато с уголовным делом все разрешилось: срок дали условный. Правда, Дмитрий все равно был недоволен.
Активист Дмитрий Мякшин, интервью Дождю в июле 2018 года: В суде прозвучало много лжи и цинизма, поэтому я объявил сегодня бойкот данному конкретному суду и, разумеется, я буду во всех высших апелляционных инстанциях добиваться справедливости.
С тех пор больше про Мякшина никто не слышал, пока вдруг его не обнаружили в недавнем пикете у штаба Навального, куда раньше он заглядывал как сторонник.
В субботу, 2 марта, историческое здание, где сидят петербургские оппозиционеры, исписали граффити: «Штаб педофилов». Представители этой общественности не могли объяснить, как они сюда пришли и что вызвало их возмущение. Их плакаты были адресованы к еще одному оппозиционеру, Владимиру Казаченко — он тоже был в штабе Навального. В конце февраля его задержали и обвинили в совращении малолетней. На слитых в телеграм-каналы фото — Казаченко и 14-летняя девушка.
Пресс-секретарь движения «Весна» Анжелика Петровская: Дело Владимира Казаченко — это преступление без жертвы, то есть от этого действия никто не пострадал. Очень странно осуждать человека, особенно на такой срок просто за подростковый секс, за убийство меньше дают. В этом ничего такого ужасного на самом деле нет. Это, можно сказать, даже нормально.
Мякшин же так не считает, он лично был знаком с Казаченко и уверен, политикой тут и не пахнет. Бывший его соратник не раз хвастался своими похождениями.
Активист Дмитрий Мякшин: Но больше меня возмутило то, что активисты Навального и активисты «Весны» выступили в его поддержку. То есть, они пытались подогнать туда еще политическую подоплеку, хотя тут очевидные доказательства виновности Казаченко.
В отместку за пикеты кто-то выложил фото Мякшина, где тот на веб-камеру позирует в нижнем белье. Мол, «и он еще будет говорить о нравственности»? Но Мякшин в ответ упрекает оппозицию в растратах, обмане и кумовстве.
Активист Дмитрий Мякшин: В штабе периодически проводились, не знаю, как сейчас, но когда я там работал, проводились корпоративы. Закупалось множество алкоголя, штаб запирался, и все там, извиняюсь за выражение, просто-напросто бухали. Все это, самое главное, происходило не за частные счета активистов, а просто за счет штаба.
Эти заявления штаб Навального комментировать отказывается — нечего обсуждать, это заказ бизнесмена Евгения Пригожина, который кроме ЧВК теперь вложился в кампанию по избранию губернатора Александра Беглова.
По словам активистов, сам Мякшин теперь с ними, с пригожинскими. Отрабатывает заказ — уж очень удобно его назначить символом разочарования в оппозиции. Там же, на пикете, выяснилось, что его третья остановка — движение под названием «Поколение Z».
Мякшин рассказывает, в «Поколении Z» он готовит исторический фестиваль и наконец-то приносит пользу обществу. Но понять, чем конкретно занимаются в «Поколении Z», сложно. Очки виртуальной реальности в школах и мартовская поездка в Москву на митинг в поддержку Путина — это все, что известно о движении. Впрочем, это не помешало «Поколению Z» получить субсидию 1,1 млн рублей от «Росмолодежи».
Президент общественного движения «Поколение Z» Ринат Евстингеев: С той стороны, с которой я знаю Диму, я могу охарактеризовать его, конечно, позитивно. Потому что Дима достаточно толковый парень, умный. Но я считаю, что у каждого человека есть право на ошибку и право на то, чтобы исправиться, встать на другой путь.
Президент «Поколения Z» Ринат Евстигнеев, в отличие от клеймящих оппозиционеров, Мякшина просит понять и простить. Евстигнеев стал известен, когда в 2017-м создал координационный совет молодежи в Петербурге. От его имени по сети ходили ролики о том, как организаторы протестов хотят запачкать дубинки в крови. Это видео было выпущено аккурат перед июньской акцией протеста, но Мякшин его почему-то не увидел и все равно пошел.
От прошлых убеждений Мякшина не осталось и следа. На интервью с ним ходит безымянный друг, который ведет съемку якобы для личного архива. И мысли бывшего оппозиционера стройны, как по методичке.
Активист Дмитрий Мякшин: Дурак как раз тот, кто не меняет своих взглядов и убеждений. Особенно в моем возрасте. Я получаю знания с годами, я анализирую их по-новому, я становлюсь умнее. И, соответственно, я меняю свои подходы в жизни, свои взгляды, свои приоритеты. Я просто формирую свою личность, и это длительный процесс — длиною в жизнь.
Фото: Давид Френкель